Закон о защите прав потребителей 33 года защищает права когалымчан
Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) в действие вступил 7 февраля 1992 года, что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Из основных прав потребителя следует выделить:
1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вреда имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.
2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информацию о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - это критерий правильного выбора.
3. Право быть услышанным, что означает гарантию предоставляемого каждому потребителю права на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.
4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме на постоянной основе контролирует исполнение Закона о защите прав потребителей. Так в 2024 году в рамках защиты прав потребителей рассмотрено 83 письменных обращений граждан из 146 поступивших, в области защиты прав потребителей дано 30 консультаций в рамках «горячей линии». В ходе рассмотрения жалоб в отношении субъектов предпринимательской деятельности выдано 19 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Ежегодно осуществляется защита прав потребителей в судебном порядке. Оказывается помощь потребителям в составлении претензий и исковых заявлений, защита в судебном процессе заключается в подготовке заключений по делу с целью защиты прав потребителей и исков в защиту интересов потребителей
Так 2024 году отделом в г. Когалыме было дано 26 заключений по делу в целях защиты прав потребителей, граждане восстановили свои нарушенные права в судах и в пользу потребителей было присуждено 1 281 700 рублей, из них компенсации морального вреда 58 400 рублей. Было подано 2 иска в защиту неопределенного круга лиц в Когалымский городской суд, по результатам рассмотрения которого была пресечена торговля электронными сигаретами дистанционным способом в социальной сети. В 2024 году был подготовлен иск в интересах потребителя к недобросовестному продавцу по результатам рассмотрения которого потребителю было присуждено 324 150 рублей.
В 2024 году отделом проведено 12 контрольных (надзорных) мероприятий по контролю, из них 2 – контрольные закупки, 4 - мониторинговые закупки, 4 - инспекционных визита по результатам контрольных (надзорных) мероприятий был составлен 21 протокол об административных правонарушениях, вынесено 15 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и 8 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 152 000 рублей.
Большая работа проводится по информированию граждан. В средствах массовой информации опубликовано 28 материалов (статей) по вопросам защиты прав потребителей, снято 10 видеороликов дано 4 интервью телекомпании «Инфосервис», проведено 8 «горячих линии» по разной тематике. Разработаны и распространены памятки и буклеты по актуальным направлениям защиты прав потребителей.
В текущем году работа по профилактике правонарушений, нарушений на потребительском рынке в рамках защиты прав потребителей продолжается.
Напоминаем, что ежедневно с 9-00 до 18-00, кроме субботы и воскресенья за консультацией граждане могут обратиться по телефону «горячей линии» в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме и Консультационный центр по тел: (34667) 2-74-79, 2-36-89 или 8 (3467) 360003 доб. 9001.
Материал подготовлен главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Овчаренко И.С.тел. 8 (34667)2-36-89