Всемирный день почты. Что надо знать потребителю при пользовании услугами почтовой связи
9 октября - Всемирный день почты одного из наиболее доступных способов связи, который сохранил свою актуальность даже в эпоху цифровых технологий.
Итак, действующие Правил оказания услуг почтовой связи утверждены Приказом Минцифры России от 17.04.2023 № 382 (далее - Правила). Внутри отделения почтовой связи на видном и доступном для пользователей услуг месте должны находиться:
- наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) оператора почтовой связи, адрес в пределах места нахождения (для юридического лица) либо адрес регистрации по месту жительства (для индивидуального предпринимателя);
- адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс;
- сведения о порядке подачи и сроках рассмотрения претензий;
- перечень оказываемых услуг почтовой связи, сроки их оказания и тарифы на них;
- порядок адресования и выплаты почтовых переводов;
- порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса;
- срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов;
- перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке;
- перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на оказание услуг почтовой связи;
- вышеуказанные Правила;
- информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи;
- иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором почтовой связи.
Операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать их сохранность; соблюдать тайну связи. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии о недоставке, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
- на претензии по почтовым отправлениям и переводам денежных средств, пересылаемых в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
- на претензии по всем другим почтовым отправлениям и переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензии, не связанные с нарушением срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода, должны содержать 10 позиций, обязательных сведений, приведенных в п. 65 правил. Претензия может предъявляться, как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь имеет право предъявить иск в суд.