Средства индивидуализации – защита от подделки
С использованием чужого товарного знака или сходных обозначений на этикетках и упаковках товаров, в рекламе сталкивался каждый, поэтому напоминаем о важности соблюдения прав на средства индивидуализации.
Средства индивидуализации — это определенные условные обозначения (изобразительные, звуковые и другие), при помощи которых юридическое лицо (ИП, объединение и т. д.) выделяется среди множества остальных. Например, фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, географическое указание и наименование места происхождения товара, логотип. Они необходимы для различения товаров, услуг и работ, а также предприятий, торгующих ими.
Об использовании чужого товарного знака или сходных обозначений на этикетках и упаковках товаров, в рекламе и Интернете в Роспотребнадзор могут сообщить граждане и организации, органы власти и местного самоуправления, СМИ и общественные объединения потребителей. После этого Роспотребнадзор принимает меры административного реагирования.
Если будет выявлено неправомерное использование средств индивидуализации, то в отношении виновника могут быть применены административные наказания по
- части 1 ст. 14.10 - незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - штраф на:
- граждан 5000 – 10 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение средств индивидуализации, а также материалов и оборудования, используемых для их производства,
- должностных лиц – 10 000 – 50 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение средств индивидуализации, а также материалов и оборудования, используемых для их производства,
- юридических лиц – 50 000 – 200 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение средств индивидуализации, а также материалов и оборудования, используемых для их производства,
- ч.1 ст. 14.8 - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 500 - 1000 рублей; на юридических лиц – 5000 – 10 000 рублей.
- ч.1 ст.14.7 КоАП РФ - обман потребителей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 - 5000 рублей; на должностных лиц – 10 0000 – 30 000 рублей; на юридических лиц – 20 000 – 50 000 рублей.
При этом, непосредственно нарушения могут быть выявлены на/в:
- самих товарах (несоответствие маркировки или упаковки);
- этикетках и упаковке (использование несанкционированных логотипов или обозначений);
- сопроводительной документации (поддельные сертификаты или неправомерное использование брендов),
- предложениях о продаже и объявлениях: наличие информации, вводящей потребителей в заблуждение;
- вывесках и в рекламе (использование схожих наименований ли логотипов без разрешения);
- сети Интернет (неправомерное использование доменных имен и контента).
Контроль за соблюдением прав правообладателей на средства индивидуализации осуществляется с целью уменьшения на потребительском рынке России доли контрафактной продукции. Так, приказом Роспотребнадзора №635 от 14.09.2023 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей. Среди прочих индикаторов и поступление сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых (а равно на этикетках, упаковках, документации, в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации) содержится либо предположительно содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров) является одним из таких индикаторов.
Это самостоятельное основание для внеплановой проверки, которая проводится после согласования с органами прокуратуры, и не подпадает под мораторий на проверки, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
С вопросами по данному материалу обращаться по телефону 8(3467)360003 доб. №4000 - главный специалист-эксперт Привезенцева О.В.