Режим дня школьника
Правильно организованный режим для школьника влияет на его здоровье, физическое развитие, работоспособность и успеваемость. По сути, режим дня – это распорядок труда, отдыха, питания, гигиены и сна. Пять правил хорошо организованного режима:
- Просыпаться и засыпать ежедневно в одно и тоже время. При организации сна необходимо учитывать возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет - 11 часов, 8-9 лет - 11-10,5 часов, 10 лет – 10,5-10 часов, 11-12 лет - 10-9 часов, 13-14 лет – 9,5-9 часов, 15 лет и старше – 9-8,5 часов. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч., детям среднего и старшего школьного возраста в 22.00 - 22.30 ч.
- Делать ежедневно утреннюю гимнастику. После ночного сна в режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не менее 15 минут. Утренняя гимнастика-это прекрасный способ правильно начать свой день. Даже небольшая, но регулярная физическая нагрузка положительно влияет на тонус мышц, пищеварительный тракт и кровообращение, организм насыщается кислородом. Утренняя гимнастика особенно эффективно насыщает организм кислородом в проветриваемом помещении.
- Режим питания в течение дня – приёмов пищи должно быть не менее 4-5 раз в день с интервалами не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть сбалансирован по содержанию белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Соотношение белков жиров и углеводов (г) в младшем возрасте должно быть равно 1:1:3, а в старшем возрасте 1:1:4. Прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи.
- Время приготовления домашних заданий не должны превышать: во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа. Между школьными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха, прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.
- Время отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. В режиме дня двигательная активность должна составлять для младших школьников - до 50% дневного времени, а для старших школьников - до 30%.
Распорядок дня в любом возрасте помогает сформировать полезные для здоровья привычки.
Формирование позитивного отношения к режиму дня нужно начинать с детства. От детей нужно мягко требовать выполнения режима ежедневно, без принуждения. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка. Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на человека. Некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но стоит помнить, что исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.
Подготовлено с использованием материалов сайта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://cgon.rospotrebnadzor.ru заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Лангепасе и г.Покачи Ж.Ю.Тихоновой 8(34669)20076, (3467)360003 доб.6003