Правила оказания гостиничных услуг потребителю

В новогодние каникулы многие югорчане путешествуют, в связи с чем напоминаем правила оказания гостиничных услуг.

Гостиница – это средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 158 Положением о классификации гостиниц (далее - Положение)

К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853. Гостиничные услуги могут оказываться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

30 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 341, которым внесены изменения в правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, правила предоставления гостиничных услуг. Такой способ регистрации станет возможным лишь для тех россиян, чьи данные внесены в единую биометрическую систему. 

Порядок и условия предоставления гостиничных услуг регламентируются Правилами предоставления гостиничных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853.

Важно! Исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

1)  вызов скорой помощи;

2)  пользование медицинской аптечкой;

3)  доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;

4)  побудка к определенному времени;

5)  предоставление кипятка;

6)  иные услуги по усмотрению исполнителя.

Напоминаем, что исполнитель гостиничных услуг обязан довести до потребителя условия о порядке бронирования и его отмены, а также заключить с потребителем договор в письменном виде.

Часто потребители встречаются с тем, что при заключении договора на оказание гостиничных услуг включаются условия, ущемляющие права потребителя:

  • в случае досрочного расторжения договора по инициативе потребителя, без вины исполнителя, оставить остаточную сумму по договору за непрожитый период у исполнителя;
  • о возможности исполнителя я в одностороннем порядке отказать потребителю в оказании услуги без указания причин;
  • о возможности исполнителя в случае, если после оформления и оплаты проживания потребитель в одностороннем порядке отказался от договора, оставить оплату за проживание;
  • об отсутствии возможности у потребителя оплатить гостиничные услуги в полном объеме после их оказания, не принятия от потребителя согласия о предварительной оплате гостиничных услуг при заключении договора.

В 2024 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме по заданию прокуратуры была проведена внеплановая выездная проверки гостиницы в городе Когалым, в ходе проведения проверки были установлены нарушения, которые были переданы в прокуратуру города Когалым для административного реагирования.

В гостинице были установлены следующие нарушения:

  • непредставления полной и достоверной информации об исполнителе услуг, предусмотренной Правилами оказания услуг;
  • отсутствие заключенных договоров в письменной форме с потребителями с содержанием необходимой информации;
  • включение в правила проживания в гостинице, условий ущемляющих права потребителей, а именно: не возврат денежных средств за 1 сутки проживания в случае не заезда потребителя и не отмены бронирования за 24 часа до предполагаемого дня заезда, ограничение прав потребителя  в части возможности заехать раньше/позже расчетного времени, не возврат денежных средств за не использованные часы при раннем выезде. Данные условия противоречат ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» п. 27 Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"

Потребитель гостиничных услуг вправе в любое время отказаться от исполнения договора на оказание гостиничных услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов на основании. А при заселении потребителя до установленного времени заезда (ранний заезд) и последующим проживанием в гостинице плата за номер (место в номере) за период от времени заселения до времени заезда взимается в размере, не превышающем плату за половину суток. Если период от времени заселения до времени заезда составляет более 12 часов, плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

В случае задержки выезда потребителя после времени выезда (расчетного часа) (поздний выезд) плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

За консультациями по вопросам защиты ваших прав вы вправе обратиться:

  • в Терриориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме 8-(34667) 2-36-89.

Если Вам необходима помощь в написании  претензии или искового заявления вы можете обратиться в  Консультационный пункт  по защите прав потребителей, который находится по адресу: г. Когалым, ул. Молодежная, д. 17, 1 этаж, тел. 8 (34667) 2-74-79.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Овчаренко И.С.тел. 8 (34667)2-36-89