Правда и мифы о страховках

«Оформить страховку — это сложно и долго». Страховку можно оформить за несколько минут на сайте страховой компании или через агрегатор. А сам полис отправят на электронную почту.

«Страховые полисы в разных компаниях одинаковые, просто они накручивают ценник». Полисы одного вида страхования у разных компаний могут существенно отличаться. Например, пожар из-за короткого замыкания может входить в покрытие у одной компании, но отсутствовать у другой. Или один полис ДМС покрывает только терапевта и базовые анализы, а другой — стоматологию, МРТ и вызов врача на дом.

«ОСАГО на маркетплейсе стоит дороже, чем в страховой». Финансовые маркетплейсы позволяют сравнить условия разных компаний. А цены на ОСАГО на маркетплейсе и в страховой компании не отличаются, потому что тарифы контролируются государством.

«Чем дешевле страховка, тем лучше». Низкая цена часто достигается за счет ухудшения условий. Нередко дешевые полисы предлагают компании с низким уровнем обслуживания или плохой репутацией.

«Заявление на выплату можно подать, когда угодно». В договоре всегда прописаны конкретные сроки, в которые необходимо сообщить о страховом случае. Если срок не соблюдён, страховая компания вправе отказать в выплате.

Страховая компания обязана предоставить потребителю полную и достоверную информацию о своих услугах, прейскуранте цен, периодах выплат и другую важную для потребителя информацию. Некоторые требования: 

  • Указание условий договора — объекта страхования, страхового случая, страховой суммы, размера страховой премии, срока действия договора, порядка и сроков выплат при наступлении страхового случая.
  • Информирование о случаях досрочного прекращения договора, при которых страховщиком возвращается страховая премия или её часть.
  • Указание срока предъявления требований об осуществлении страховой выплаты, если такой срок предусмотрен правилами добровольного страхования.

Некоторые права потребителей в сфере страхования:

  • Право отказаться от исполнения договора в любой момент с уплатой страховой компании фактически понесённых расходов за период действия договора (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  • Право на расторжение договора в период охлаждения, который действует 14 календарных дней с момента заключения договора. Для этого необходимо подать письменное заявление в страховую компанию.
  • Право на возмещение убытков, причинённых нарушением сроков выплаты страхового возмещения и (или) занижением размера выплаченного страхового возмещения.
  • Недопустимые условия договора страхования, ущемляющие права потребителя являются ничтожными независимо от заявления потребителя.

Подготовлено по материалам сайта «Финансовая культура» просветительского проекта Банка России