Покупателю подержанного авто продавец возместит более 11 миллионов рублей

Потребитель обратился в суд с иском к ООО «АЦ Гагарина» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании суммы, уплаченной за товар, неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что 30.10.2023 между сторонами заключен договор купли-продажи автомобиля Volkswagen Passat B7, согласно спидометру которого пробег автомобиля составлял 139 338 км. Это устроило потребителя, и он внес первоначальный взнос 250 000 рублей заключил с банком кредитный договор на оплату оставшейся стоимости 1 466 000 рублей.  В последующем вскрылся обман, поскольку сотрудники ООО «АЦ Гагарина» утверждали, что автомобиль 2014 года, а по документам автомобиль оказался 2012 года выпуска, согласно диагностике, пробег, снятый из блоков трансмиссии по каналу 028-2, составляет 206 510 км, что не соответствует указанному в договоре купли-продажи пробегу. Ранее сотрудниками была озвучена стоимость автомобиля 1 350 000 рублей, а по документам стоимость автомобиля составила 1 716 000 рублей, новая авторезина на автомобиле отсутствовала. После приобретения автомобиля обнаружились и неисправности. 04.11.2023 истец обратился к ответчику с требованием о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных им денежных средств, расходов на устранение недостатков. В удовлетворении требований потребителю было отказано.

Поскольку приобретаемый автомобиль был в употреблении, потребителю должна быть предоставлена информация об этом, в том числе информация о пробеге автомобиля. Учитывая тот факт, что истцу передан товар ненадлежащего качества, о чем продавец умолчал, потребитель воспользовался правом, предусмотренным ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Сообщение продавцом потребителю информации о пробеге с одновременной оговоркой о возможности корректировки пробега в договоре не может рассматриваться как доведение до потребителя достоверной информации о пробеге. Такое доведение до потребителя информации о товаре не может считаться надлежащим.

При правовой квалификации условий договора купли-продажи о добровольности потребителя о неполной информации, частью которого является акт приема-передачи, следует учитывать, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей являются недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, такие условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.

Продавец в текст договора включил условие о пробеге, желая достигнуть по нему соглашение сторон, тем более, что на данное условие он ссылается во-избежание ответственности. Условие договора предусматривает, что продавец не доводит достоверные сведения о пробеге до покупателя, так как заранее сообщает покупателю, что указанные им сведения могут быть ложными, а при возникновении спора продавец, ссылаясь на данное условие договора, желает ограничить или исключить свою ответственность. Требования потребителя Продавец не удовлетворил, в связи, с чем последовало исковое заявление в суд.

Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре приняло участие в судебном заседании с заключением по делу в целях защиты прав потребителей. Суд позицию югорских сотрудников поддержал. По итогам судебного заседания требования истца были удовлетворены частично, суд постановил взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АЦ Гагарина» 11 679 594, 14 рублей, в том числе:

  • денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи, в размере 1 716 000 рублей;
  • убытки в сумме 493 542 рубля 76 копеек;
  • неустойку в сумме 5 525 520 рублей,
  • в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей,
  • штраф в сумме 3 882 531 рубль 38 копеек,
  • судебные расходы в сумме 32 000 рублей.

Уважаемые потребители Югры! Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по адресам Консультационных пунктов при Филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО – Югре», а также территориальных отделов Управления Роспоребнадзора по ХМАО – Югре.

С вопросами по данному материалу обращаться по телефонам 8(34675)7-38-91, 7-39-07 - главный специалист-эксперт Жакова Елена Владимировна