Почти три суммы, уплаченные по договору с риелтором, вернут потребителю при расторжении в судебном порядке договора с агентством недвижимости

Покупка или продажа недвижимости для каждого из участников сделки - это событие, требующее внимательности, бдительности и базовых знаний. Это три составляющие безопасности сделки. Отсутствие глубоких познаний в составлении договора купли-продажи, проведения расчетов и содержания пакета документов делают востребованными услуги риелторов.

На отношения между потребителем и риэлтором, распространяются нормы, закреплённые в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

Каждый потребитель имеет право на информацию, данное право закреплено  ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». При оказании риэлтерских услуг исполнитель должен до заключения договора довести до потребителя полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых услугах: перечень, вид, стоимость, порядок, условия оказания услуг и т.д., обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, право отказаться от услуг, если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге. В разумный срок потребитель может отказать от услуг риелтора и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков

Важно внимательно до подписания договора оказания услуг ознакомиться с его содержанием. В договоре должны быть четко прописаны конкретные виды услуг, сроки оплаты, сроки и порядок оказания услуг, обязанность оказания которых возлагается на риэлтора, а также пределы полномочий риэлтора в представлении интересов заказчика в его отношениях с третьими лицами. Особенно актуально это для услуг по подбору вариантов аренды (найма), покупки жилья. Договор в этом случае должен содержать условие о том, сколько показов должен организовать риэлтор для того, чтобы договор был исполнен надлежащим образом.

Если исполнитель нарушил срок оказания услуг, потребитель в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона вправе:

  • назначить риэлтору новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора.

В случае нарушения сроков оказания услуг потребитель имеет право взыскать с исполнителя неустойку в размере 3% от цены услуги. Если в договоре прописана неустойка меньше 3%, то данное положение следует признать недействительным.

ВАЖНО!!! В договор об оказании риэлтерских услуг не должны быть включены и иные условия ущемляющих права потребителя, такие как:

  • обусловливании приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг;
  • ограничение права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время, с возмещением фактических расходов исполнителя;
  • выполнение  дополнительных услуг за плату без согласия потребителя;
  • ограничение  права потребителя на выбор подсудности спора
  • условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг).

Также напоминаем, что вы имеете право отказаться от исполнения риэлтерского договора в любое время при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов, связанные с исполнением договора. При этом бремя доказывания этих расходов лежит на исполнителе.

Из судебной практики Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре! В 2024 году сотрудники территориального отдела в г. Когалыме участвовали в судебном заседании по иску потребителя к агентству недвижимости, между которыми был заключен договор оказания услуг. По условиям договора потребитель поручил исполнителю подготовить весь необходимый пакет документов на ранее подобранное недвижимое имущество для его дальнейшей покупки. Стоимость услуги по договору составила 50 000 рублей, выплата которой предполагалась частями. Потребителем было оплачено 30000 рублей, но сделка купли - продажи квартиры не состоялась по вине продавца. Требования о возврате денежных средств в размере 30 000 рублей не удовлетворены исполнителем услуг в досудебном порядке, что послужило причиной обращения в суд с целью восстановления нарушенных прав.

Решением Мирового суда по делу № 02-1369-1701/2024 от 28 ноября 2024 года требования потребителя были удовлетворены, суд взыскал уплаченную комиссию в размере 30 000 рублей, неустойку за неисполнение требования в установленный срок в сумме 30 000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 1000 рублей, компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 4000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 16 000 рублей.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Овчаренко И.С.тел. 8 (34667)2-36-89