О правах потребителей туристических услуг
С понедельника 27.05.2024 стартовала «Горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей туристических услуг. В этой связи, а также в преддверии сезона отпусков разъясняем, что регулируют сферу туристических услуг:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон РФ от 07.02. 1992 №2300‑1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",
- Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 №452, определяющие порядок реализации туристского продукта.
Основным документом при оказании туристических услуг является договор оказания туристических услуг. В соответствии со ст.10 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» реализация туристского продукта осуществляется исключительно на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
1. Ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
2. Изменение сроков совершения путешествия;
3. Непредвиденный рост транспортных тарифов;
4. Невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства);
5. Призыв гражданина на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, либо поступление на военную службу по контракту в период с 24 февраля 2022 года, либо заключение контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в период с 24 февраля 2022 года.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме:
- о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;
- о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора (в случае, установленном частью десятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона).
По всем вопросам защиты прав потребителей туристических услуг можно обратиться к специалистам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре и Консультационных пунктов при Филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО - Югре. Потребители могут получить ответы на вопросы, касающиеся нормативных требований к оказанию услуг в сфере туризма, а также получить информацию об эпидемиологической обстановке на популярных туристических направлениях, граждан проконсультируют по вопросам защиты прав потребителей при задержке рейса, отказе от туристической путевки, нарушения прав при авиаперелете и способах защиты своих прав.
Материал подготовлен главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Овчаренко И.С.тел. 8 (34667)2-36-89