О правах потребителей при возврате билетов на культурно-зрелищные мероприятия
В первом полугодии текущего года на жалобы потребителей, связанные с посещением культурно-зрелищных мероприятий, составляли почти 1,5 % от суммы всех жалоб на сферу услуг. В аналогичный период прошлых лет их было 8 - 12, а в текущем году 10. Часть из них касалась возврата билета на долгожданный концерт, спектакль или выставку, но обстоятельства изменились. В этой связи напоминаем, что потребителю гарантировано право на возврат денежных средств за неиспользованый билет.
Основные правила возврата билетов на зрелищные мероприятия регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1491 «Об утверждении Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения».
Под культурно-зрелищным мероприятием понимаются спектакли, концерты, выставки, фестивали, цирковые представления, творческие вечера, лекции, экскурсии и другие публичные показы, проводимые организациями исполнительских искусств, музеями и иными организациями культуры.
1. Отмена, перенос или изменение мероприятия по инициативе организатора. Если культурно-зрелищное мероприятие было отменено, перенесено или изменено (например, заменен актер, изменено название или место проведения) по инициативе организатора, то денежная сумма, уплаченная посетителем за билет, подлежит возврату в полном объеме. Это ваше безусловное право. Организатор обязан вернуть деньги в сроки, установленные законодательством, как правило, в течение 30 дней с даты обращения.
2. Отказ посетителя от посещения мероприятия (по своей инициативе, не связанной с болезнью или смертью). Что делать, если планы изменились или в силу обстоятельств не получается посетить мероприятие? В этом случае вступает в силу глава II вышеуказанных Правил. Размер возвращаемой суммы зависит от того, за сколько дней до мероприятия вы подали заявление о возврате:
• За 10 и более дней до дня проведения мероприятия: возврат 100% стоимости билета.
• От 5 до 10 дней до дня проведения мероприятия: возврат не менее 50% стоимости билета.
• От 3 до 5 дней до дня проведения мероприятия: возврат не менее 30% стоимости билета.
• Менее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия: стоимость билета не возвращается, за исключением особых случаев, предусмотренных законом (болезнь или смерть).
Важные условия для возврата билета по инициативе посетителя:
• Билет действителен: он не является недействительным или поддельным.
• Тип билета: Билет не должен быть приобретен в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия (например, льготы, скидки, подарочные сертификаты, билеты, приобретенные для корпоративных или групповых посещений по специальным ценам).
• Правильное оформление документов: Заявление о возврате и приложенные к нему документы (копия билета, документ, удостоверяющий личность) должны быть представлены в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5-8 Правил.
3. Особые случаи: болезнь посетителя или смерть близкого родственника. Если не можно посетить мероприятие по причине документально подтвержденной болезни по требителя или сопровождаемого члена его семьи/близкого родственника, или смерти члена семьи или близкого родственника, право на возврат полной стоимости билета сохраняется. Для этого необходимо подать заявление о возврате и приложить подтверждающие документы (например, справку от врача, выписку из истории болезни, свидетельство о смерти) не позднее 14 дней со дня проведения мероприятия.
Что происходит после подачи заявления?
Организация либо уполномоченное лицо обязано уведомить посетителя о принятом решении о возврате денежных средств не позднее 3 дней со дня принятия такого решения. Уведомление, как правило, осуществляется по электронной почте или телефону.
Возврат денежных средств осуществляется в сроки и способом, предусмотренным Правилами (обычно тем же способом, которым был оплачен билет).
Знание этих правил поможет вам уверенно действовать в любой ситуации, связанной с возвратом билетов, и защитить свои потребительские права.
С вопросами по данному материалу обращаться по телефону 8(3467)360003 доб № 1600 - заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Кузьмина Наталья Владимировна