О качестве юридических услуг

Периодически в Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре поступают жалобы потребителей на качество оказания платных юридических услуг и, как правило, это жалобы на не предоставление полной и достоверной информации об услугах, их окончательной цене, не выполнении обязательств, предусмотренных договором, отсутствие сроков оказания услуг, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, а также само качество оказания услуги (некачественное составление претензий и исковых заявлений).

В 2024 году на качество оказанных юридических услуг в Управление Роспоребнадзора по ХМАО – Югре поступило 6 жалоб, а в территориальный отдел в г.Когалыме – 2.

Участились обращения потребителей, составленные нанятыми юристами. В погоне за деньгами такие юристы прибегают к недобросовестным практикам, подготовки обращений в административные органы с требованием провести проверку. За это взимают плату с потребителя, заведомо зная о моратории на внеплановые проверки по доводам, не содержащим сведения о непосредственной угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, либо о причинении такого вреда здоровью. Законодателем установлены критерии тяжкого вреда, которые частнопрактикующий юрист, специализирующийся на защите прав потребителей, обязан знать. Иными словами, в нынешнем правовом поле наиболее перспективным способом восстановления нарушенных прав потребителя является гражданский судебный процесс, т.е. через суд. Граждане, доверяя свою проблему такому юристу, на его услуги не жалуются, но безрезультатно тратят свои кровные деньги.

Бесплатная юридическая помощь Вам может быть оказана в специально созданных консультационных пунктах по защите прав потребителей Роспотребнадзора.

Разъясняем, оказание платных юридических услуг регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ. Так, в соответствии со ст. 8, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» до потребителя своевременно, то есть до заключения договора, должна быть доведена полная и достоверная информация, как о самой юридической компании, так и о юридической услуге.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан передать потребителю услугу, качество которого соответствует договору.

В силу ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ).

Аналогичное положение закреплено и в ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Такие фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами.

При этом потребителю необходимо учитывать важность заключения письменного договора оказания услуг и с кем он заключается, это может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый), при этом необходимо знать, что действие законодательства о защите прав потребителей» не распространяется на физических лиц (самозанятых).

Приобретая у самозанятого гражданина услуги или товары потребителю следует иметь в виду, что к физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и относящимся к числу лиц, к которым применяется специальный налоговый режим (самозанятые граждане), не могут быть предъявлены со стороны контрольного (надзорного) органа требования по соблюдению нормативных правовых актов, являющихся предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Споры, возникающие между потребителем и самозанятым гражданином, разрешаются исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

Таким образом, заключая договор оказания платных юридических услуг, призываем потребителя до его подписания ознакомиться с его условиями (стоимость оказываемых услуг, сроки начала и окончания оказания услуг, чтобы исполнение договора не затягивалось на долгий период, наличие актов выполненных работ, который подписывается каждой из сторон договора и у потребителя имеется возможность выразить наличие недостатков выполненной работы).

Обращаем Ваше внимание, что претензию к исполнителю услуг или к продавцу потребитель может написать самостоятельно, воспользовавшись порталом ГИС ЗПП по адресу: zpp.rospotrebnadzor.ru во вкладке «Справочник потребителя» или обратиться в Консультационный пункт по защите прав потребителя при Роспотребнадзоре Вашего города.

Консультации по вопросам защиты потребительских прав можно получить по телефонам:

  • Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре по номеру 8(3467) 36 00 03 добавочный 1600 – отдел защиты прав потребителей;
  • в г. Сургуте и Сургутском районе - 8(3462) 24-60-77 или 8 (3467) 360-003 доб. 8000;
  • в г. Урай и Кондинском районе - 8(34677)2-48-80 или 8 (3467) 360-003 доб. 3000;
  • в г. Радужном - 8(34668)3-96-69 или 8 (3467) 360-003 доб. 3500;
  • в г. Когалыме - 8(34667) 2-8-194 или 8 (3467) 360-003 доб. 9000;
  • в г. Нягани и Октябрьском районе - 8(34672)6-27-14 или 8 (3467) 360-003 доб. 5001;
  • в г. Югорске и Советском районе — 8(34675)7-39-07 или 8 (3467) 360-003 доб. 4000;
  • в г. Лангепасе и г. Покачи — 8(34669)2-00-76 или 8 (3467) 360-003 доб. 6000;
  • в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе, г. Мегионе - 8(3466) 41-47-25 или 8 (3467) 360-003 доб. 2500, 2512;
  • в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе, г. Пыть-Яхе – 8(3463)23-44-80 или8 (3467) 360-003 доб. 7000;
  • в Березовском и Белоярском районах - 8(34670) 2-60-03 или 8 (3467) 360-003 доб. 2000, 2001.
  • Консультационный центр для потребителей в ХМАО-Югре г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина,72 каб. 125 тел. (3467) 36-30-88 и его пункты.

С вопросами по данному материалу обращаться по телефонам 8 (3467) 360-003 доб.№9001, 1600, 3003