Неустойка по закону о защите прав потребителей. Когда включается «счетчик»
В наш адрес часто поступают жалобы потребителей о нарушении сроков поставки предварительно оплаченного товара или выполненной услуги. На эти случаи законодатель предусмотрел хороший инструмент – неустойку, применение которого возможно только в судебном порядке и невозможно в административном, т.е. с применение полномочий административного органа.
Территориальные органы Роспотребнадзора не вправе предъявлять имущественные требования.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает выплату неустойки (пени) – своего рода денежной компенсации за каждый день (или час) просрочки.
Вопрос, с какого момента начинает начисляться неустойка часто вызывает недопонимание. По общему правилу - на следующий день после дедлайна, т.е. со дня (или часа), следующего за днем (или часом) окончания срока, в который продавец (исполнитель) должен был выполнить свое обязательство. Например, продавец должен был передать потребителю товар или завершить ремонт до 18:00 15 июля, то неустойка начнет «капать» с 18:01 15 июля. Если срок был установлен до конца дня 15 июля, то неустойка будет начисляться уже с 00:00 16 июля. Потому что именно с этого момента начинается просрочка – нарушение обязательства. До этого момента продавец или исполнитель еще находится в рамках установленного срока, а значит, нарушения нет, и нет оснований для применения ответственности.
Важное исключение составляет предварительно оплаченный товар. Об этом важное знать каждому потребителю! Оно касается ситуаций, когда потребитель внес предварительную оплату за товар, но продавец не передал его в установленный срок. В этом случае неустойка начинает начисляться не со следующего дня после просрочки, а уже с того дня, когда продавец должен был передать товар. Например, потребитель оплатил диван 1 июля, и по договору он должен был быть доставлен 10 июля. Если диван не был доставлен 10 июля, то неустойка начнет начисляться не с 11 июля, а уже с 10 июля, т.е. раньше, защищая потребителя, уже внесшего оплату. Это закреплено в пункте 3 статьи 23.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Правильное понимание момента начала начисления неустойки позволяет:
- Точно рассчитать сумму компенсации, на которую имеет право потребитель.
- Своевременно предъявить обоснованные требования продавцу или исполнителю услуг.
- Эффективнее отстаивать свои права в случае спора.
Неустойка является одним из ключевых инструментов защиты ваших прав, стимулирующим продавцов и исполнителей соблюдать сроки и качественно выполнять свои обязательства.
Уважаемые югорчане! Если у вас возникли вопросы по расчету неустойки, порядку ее взыскания или иным проблемам отстаивания прав потребителей, юристы Роспотребнадзора окажут бесплатную консультацию по адресам консультационных пунктов для потребителей. При необходимости помогут составить претензию, исковое заявление в суд и оформят ходатайство об участии в судебном процессе представителя Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре.
С вопросами по данному материалу обращаться по Телефону 8 (3467) 36-00-03 (доб. 1602) - заместитель начальника отдела защиты прав потребителейКузьмина Наталья Владимировна