Навязывание товаров и услуг – недопустимые условия договора

Многим потребителям знакома ситуация, когда при покупке товара или получении услуги "настоятельно рекомендуют" приобрести что-то еще, без чего, по словам продавца, "никак не обойтись"? Если при покупке новой бытовой техники вам навязывают страховку, заявляя, что без нее товар не будет продан, или к услуге "автоматически" добавляется платная опция, которую потребитель не заказывал и от которой нельзя отказаться – это и есть навязывание. Такие действия ограничивают свободу выбора потребителя и ставят его в невыгодное положение - это незаконно и порождают юридическую ответственность.

Так, сотрудниками Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в судах общей юрисдикции в 2024 – 2025 году дано 8 заключений по гражданским делам о защите прав потребителей, которым были навязаны дополнительные услуги при покупке автотранспортных средств. В пользу потребителей присуждено денежных средств на общую сумму 1604855,00 рублей, включая штрафы за неудовлетворение законных требований потребителей в досудебном порядке. Однако, не все потребители прибегают к помощи территориального органа Роспотребнадзора и судебной защите.

Навязывание товаров / услуг порождает и административную ответственность, предусмотренную статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа для:

  • должностных лиц (например, руководителей или ответственных менеджеров) – от 2 000 до 4 000 рублей.
  • юридических лиц (самой компании или организации) – от 20 000 до 40 000 рублей.

Необоснованный отказ в рассмотрении требований – тоже наказуем!Статья 14.8 КоАП РФ также устанавливает ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, а также уклонение от рассмотрения таких требований. Размеры штрафов за это нарушение значительно выше:

•   Для должностных лиц – от 12 000 до 30 000 рублей.

•   Для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей.

Навязывание товаров / услуг это когда:

  • до заключения договора потребителю сообщают, что для покупки основных товаров, работ либо услуг нужно приобрести дополнительные или заключить иные соглашения;
  • в договоре покупка основных товаров, работ либо услуг обусловлена обязательным приобретением дополнительных.потребителю,

Управление Роспотребнадзора по ХМАКО – Югре рекомендует:

1. Фиксировать нарушение. Постарайтесь собрать доказательства (чеки, договоры, скриншоты переписки, фото или видео, записи телефонных разговоров – если это не противоречит закону и возможно).

2.  Обращаться с жалобой через официальный сайт, по почте или лично. Подробно описать ситуацию, приложить собранные доказательства.

Для получения консультаций можно обратиться в Консультационные пункты для потребителей в городах и районах Югры.

Кстати! В первом чтении одобрен законопроект, которым ужесточена административная ответственность за навязывание дополнительных товаров, работ или услуг:

• должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 300 тыс. руб., сейчас – 2000 - 4000 руб

• компания – от 250 тыс. до 1 млн руб., сейчас 20  - 40 тыс. руб.

Речь идет о ситуациях, когда вопреки закону:

Изменение может вступить в силу с 1 сентября 2025 года. С этой же даты продавцам, владельцам агрегаторов и исполнителям запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг.

Информация подготовлена заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ Кузьминой Натальей Владимировной.