Если не пустили на международный авиарейс

Житель Когалыма заключил договор воздушной перевозки с авиакомпанией «Турецкие авиалинии» на рейс Стамбул-Мехико стоимостью 106 792 рубля. После регистрации на рейс и выдачи посадочного талона пассажиру отказали в посадке в самолет, сославшись на несоблюдение «Общих требований к въезду в Мексику», которые были размещены на сайте авиакомпании. Вопреки выполнению потребителем условия о наличии приглашения от принимающей стороны и обратного билета, авиакомпания отказала в посадке на рейс, не предоставив пассажиру полную и достоверную информацию об оказываемых услугах и ограничениях, а также конкретных причинах отказа. Авиаперевозчик возместил Потребителю лишь часть стоимости билета, а именно 11042 рубля, что послужило причиной обращением в суд.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме участвовал в гражданском процессе и предоставил суду заключение по делу в целях защиты прав потребителя. Когалымский городской суд по гражданскому делу № 2-132/2025 требования потребителя к АО «Тюрк Хава Йоллары» («Турецкие авиалинии») удовлетворил частично и назначил взыскать с авиакомпании оставшуюся часть проездной платы в размере 95750 рублей. В компенсации морального вреда и возмещении убытков и суд отказал.

Уважаемые югорчане! Близится сезон отпусков, когда услуги авиаперевозки особенно востребованы. Самыми распространенными случаями отказа в посадке на рейс являются:

  1. Овербукинг
  2. Опоздание на регистрацию или на посадку;
  3. Превышение норм ручной клади и другие проблемы с багажом;
  4. Иные причины по требованию авиакомпаний.

Овербукинг в перелетах — это когда авиакомпания продает больше билетов, чем мест в самолете. Пассажиров могут попросить добровольно отказаться от полета и взамен предложить билет на следующий рейс с улучшенным классом обслуживания, а также иногда выплачивают денежную компенсацию за овербукинг. Если следующий рейс запланирован на другой день, авиакомпания обязана обеспечить размещение в гостинице, оплатить питание каждые шесть часов и организовать трансфер между отелем и аэропортом. Если не посадили на рейс:

  1. Сохраните авиабилет, чек и посадочный талон, а также возьмите в аэропорту у представителя авиаперевозчика документ, подтверждающий не посадку на рейс (копию акта о причинах снятия с рейса или иной документ подтверждающий признание билета недействительным)
  2. Если было запланировано важное мероприятие в городе прибытия (пересадка на другой рейс, концерт, спектакль) сохраняйте эти документы, чтобы предъявить требования о возмещении убытков. А также другие документы, подтверждающие иные убытки, такие как оплата проживания в гостинице, питания и приобретения другого билета к месту назначения.
  3. Напишите претензию в двух экземплярах в авиакомпанию с приложением документов, подтверждающих нарушение прав и понесенных убытков. Так если потребителю отказали в перелете при наличии билета, то перевозчик нарушает условия договора. В таком случае пассажир имеет право вернуть деньги за билеты, требовать возмещение убытков — реального вреда и упущенной выгоды, морального вреда. Кроме того, перевозчик обязан уплатить штрафы.
  4. Если перевозчик отказывает в удовлетворении претензии или вовсе не отвечает на нее необходимо обращаться в суд.

Бесплатное консультирование потребителей осуществляется по адресам консультационных пунктов при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО – Югре» Роспоребнадзора. Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре участвует в судебной защите нарушенных прав потребителей в соответствии со ст.40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

С вопросами по данному материалу обращаться по телефону 8(34667)2-36-89 - главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме. Овчаренко И.С.