Что нужно знать о маркировке обуви

Няганские сотрудники Роспотребнадзора провели инспекционный визит к предпринимателю, занятому в сфере продажи обувной продукции. Выявлен 12 пар обуви без средств идентификации (маркировки). Товар арестован и возбуждено дело по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, которое находится на рассмотрении в мировом суде.

А этой связи напоминаем потребителя Югры, что проверить легальность обуви на прилавке можно с помощью мобильного приложения «Честный знак». При сканировании кода можно узнать страну - производителя, наименование производителя/импортера; вид материала, модель, размер и т.д.

Обязательная маркировка средствами идентификации обувных товаров в России стала обязательной с 1 июля 2020 года. Требования к маркировке обувной продукции закреплены в Правилах маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860.

Обязательной маркировке подлежит женская и мужская спортивная, домашняя, летняя, демисезонная, зимняя обувь, детская обувь, также лыжные ботинки и ботинки для сноуборда.

Согласно указанным выше правилам, под "обувными товарами" понимается продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена, за исключением продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2020 года реализация обувной продукции без маркировки запрещена.

Но не вся обувь подлежит маркировке. Пунктом 4 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2019 № 860 не требуется маркировка:

- обувные товары, находящиеся на временном хранении либо помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, таможенного транзита, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

- обувные товары, производимые в целях их вывоза на территории государств - членов Евразийского экономического союза;

- образцы обувных товаров, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;

- обувные товары, ввозимые на территорию РФ или произведенные на территории РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

- обувные товары при их продаже в магазинах беспошлинной торговли;

- обувные товары при хранении их производителем;

- обувные товары, изъятые, арестованные, конфискованные, а также обувные товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;

- обувные товары, ввозимые в РФ физическими лицами для личного пользования;

- обувные товары, предназначенные для официального использования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, и др. организациями, при их хранении, транспортировке и использовании;

- обувные товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями;

- обувные товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

- обувные товары, ввозимые на территорию РФ или произведенные на территории РФ участниками оборота обувных товаров в качестве рекламных, маркетинговых и технологических образцов и не предназначенные для реализации (продажи).

Что собой представляет код маркировки и как его проверить? Средство идентификации обувных товаров - это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, для нанесения на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров.

Средство идентификации обувных товаров наносится на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст и введенного в действие с 1 января 2010 г. (п. 37 Указанных правил).

За реализацию, хранение, перевозку обувной продукции без маркировки предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ - продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта - влечет наложение административного штрафа 2000-  30 0000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Все участники оборота обувных товаров должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ).

К участникам относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввод обувных товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота обувных товаров. За отсутствие регистрации в ГИС МТ в товарной группе «обувь», а также непередачу сведений о вводе или выводе обувной продукции предусмотрена ответственность ст. 15.12.1 КоАП РФ и влечет наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от одной тысячи до ста тысяч.

Исп. Главный специалист – эксперт Гафиева Ирина СергеевнаТел. 8(34672)69531, 8 3467 360003 (доб. 5003)