Что делать если из крана течет рыжая вода
Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 2021 году составила 28,4%, в 2022 году - 23,1%, в 2023 - 21,3%, первое полугодие 2024 года – 20,4%. Несмотря на позитивную динамику, жалобы населения на работу коммунальщиков, допускающих то, что из крана течёт рыжая вода, не редкость. Всё чаще свой гнев потребители выплёскивают в социальные сети, а между тем существует эффективный алгоритм действий при возникновении проблем с качеством воды, подаваемой централизовано через распределительную сеть водопроводов.
Правовую основу предлагаемого алгоритма составляет пункт 2 статьи 19 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Наличие в водопроводной воде запаха, посторонних включений, мутности и интенсивной цветности - индикатор её несоответствия гигиеническим нормативам. При этом, санитарное законодательство, регулирующее качество коммунального ресурса (вода) находится в тесной связи с жилищным законодательством и документами Госстроя России, регламентирующим порядок и качество коммунальной услуги. Соответственно государственный контроль и надзор осуществляют несколько ведомств территориальные органы Роспотребнадзора и органы жилищного надзора.
Алгоритм действий потребителя при появлении в водопроводной воде запаха, мутности и интенсивной цветности:
- Сообщить в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании (далее – УК); ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), Товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) или жилищно-строительный кооператив (далее – ЖСК) в зависимости от того, с кем у потребителя заключен договор холодного (питьевого) водоснабжения. Если диспетчер аварийной службы знает причину грязной воды, то обязан сообщить её и срок устранения. Если причина неизвестна, то необходимо согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Этот срок не должен превышать2 часа с момента получения от потребителя сообщения о нарушении, если потребитель сам не согласовал более позднее время. В случае, если в аварийно-диспетчерскую службу не дозвонились, потребитель вправе самостоятельно составить Акт о нарушении качества коммунальной услуги. В акте отразить, что дозвониться в аварийную службу не удалось. Подпишите Акт не менее чем двумя жильцами дома, а также председателем ТСЖ или старшим по подъезду.
- Принять участие в проверке качества воды. В назначенное время сотрудник УО или РСО (если договор на оказание коммунальной услуги заключен напрямую с такой организацией) встречаются с потребителем в обусловленном месте. В собрании рекомендуется участие соседей в качестве «незаинтересованных» лиц, присутствие которых может пригодиться для составления акта проверки. К участию в собрании желательно привлечь представителя РСО (если коммунальную услугу оказывает УО) или представителя УО (если коммунальную услугу оказывает РСО). Собрание проверяет качество оказания коммунальной услуги по водоснабжению. При наличии нарушения устанавливает характер этого нарушения. По окончании проверки составляется Акт проверкив двух или более экземплярах, при этом один экземпляр должен остаться у вас. При подтверждении факта подачи потребителям некачественной воды, в акте проверки указываются:
- дата и время проведения проверки;
- выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- использованные в ходе проверки методы (инструменты);
- выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
- показания индивидуальный счетчик воды (при наличии).
- Потребовать перерасчет. При предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, заключение эксперта о ненадлежащем качестве воды и иные составленные в ходе проверки документы станут доказательствами наличия оснований на перерасчет. Граждан, столкнувшихся с проблемой возмещения средств за некачественный ресурс, услугу, призываем обращаться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре (контактный телефон: 8(3467)360-003 доб. 1601, 1602, 1603, 1604).
- Обратиться с жалобой если самостоятельно решить проблему не удалось. Потребитель вправе обратиться сразу во все ведомства, которые могут повлиять на решение проблемы с качеством воды. В территориальные органы Роспотребнадзора обращение направляется по ссылке https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Важно указать) ФИО, адрес, описание проблемы с УО/РСО с указанием адреса организации, приложить фото, видео материалы, доказательства факта. Для проведения контроьно надзорных мероприятий важно авторизоваться через портал Госуслуги.
Порядок предоставления коммунальной услуги и порядок реагирования на ненадлежащего её качество определен разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Соответственно,электронное обращение необходимо подавать с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (через сайт ГИС ЖКХ: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main), обратиться лично непосредственно в Службу либо в территориальный отдел инспектирования по месту проведения проверки, либо с использованием почтовой связи. Но сначала, необходимо обращаться в зависимости от способа управления многоквартирным домом.
Традиционный канал направление письменных обращений почтой России также возможен.
Материал подготовлен отделом санитарного надзора УРПН по ХМАО-Югре контактный телефон 8(3467) 36-00-03 (добавочный 1103)