Утверждены новые правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг
С 1 сентября т.г. вступят в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, утверждение Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 129 (далее – Правила). Они будут действовать шесть лет т.е. до 1 сентября 2029 года.
Конкретизированы обязанности исполнителей по информированию потребителей, предусмотренные статьями 8, 9 и 10 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, исполнитель обязан довести до потребителей определенную Правилами информацию любым публичным способом – разместить ее на информационном стенде, доске объявлений, сайте или странице в социальной сети. К такой информации относятся:
- перечень оказываемых ФОУ, форма и условия их оказания, в том числе способы и порядок их оплаты;
- сведения о сроках оказания услуг;
- сведения об условиях изменения или расторжения договора;
- перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и порядок оплаты;
- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот;
- адрес, по которому принимаются претензии;
- номера телефонов исполнителя;
- информация по Закону о защите прав потребителей.
Теперь организации будут знать, какую информацию они обязаны довести до сведения потребителей. А публичность этой информации позволит избежать дискриминации в части ценообразования – каждый потребитель будет понимать, что он платит столько же, сколько и другие.
Отношения потребителей и исполнителей станут более предсказуемыми, поскольку Правила обязывают исполнителя довести до потребителя информацию о физкультурно-оздоровительных услугах, сроках их оказания, стоимости, способах оплаты и т.д. Такое регулирование защищает потребителей и вносит определенность в их отношения с организациями, оказывающими ФОУ.
Договор об оказании физкультурно-оздоровительных услуг можно заключить дистанционным способом. Раннее эта возможность уже предусмотрена Гражданским кодексом, но в новых Правилах при заключении договора дистанционным способом потребитель может направить претензию на адрес электронной почты исполнителя.
Ответственность потребителей ограничили возмещением убытков, причиненных исполнителю. При этом под убытками понимаются утрата или повреждение имущества. Упущенную выгоду исполнителя потребитель возмещать не должен, т.е. не будут учитываться доходы, которые исполнитель не получил по вине потребителя. Например, если потребитель сломал тренажер в фитнес-клубе, то он обязан покрыть расходы исполнителя на то, чтобы вернуть его в работоспособное состояние (если тренажер подлежит ремонту) или приобрести новый (если тренажер невозможно отремонтировать).
Исполнителям придется быть внимательнее при информировании потребителей через социальные сети, чтобы рекламировать свои услуги. Так удобнее, но это основание для возникновения прав и обязанностей исполнителя. Поэтому спортивным организациям необходимо внимательно следить за информацией, которую они публикуют, в том числе о ценах и расписании занятий. Кроме того, в Правилах четко указано, какие сведения исполнитель обязан донести до потребителей.
Исполнитель обязан возместить причиненный потребителю вред, но сначала нужно будет определить качество оказанных услуг. Правила устанавливают, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления услуг ненадлежащего качества, исполнитель обязан возместить в соответствии с законодательством РФ. Но как определить качество физкультурно-оздоровительных услуг? Например, если человек получил травму во время тренировки, можно ли считать, что ему оказали услугу ненадлежащего качества?
Если суд установит, что исполнитель причинил вред потребителю, то с него могут быть взысканы: утраченный заработок; расходы на лекарства, медицинские изделия (протезы, трости) и услуги; сопутствующие расходы (например, расходы на такси, если им пришлось пользоваться из-за отсутствия возможности передвигаться); компенсация морального вреда.
Исполнитель должен подтвердить заключение договора на условиях оферты после получения сообщения заказчика о намерении заключить договор. Первый и самый надежный способ – оформить договор на бумаге, который должны подписать обе стороны. Второй способ – отправить потребителю цифровой образ договора с его данными, подписью исполнителя и печатью.
Информация подготовлена отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре, телефон для справок: (3467) 360003 доб. 1600