Оказание платных медицинских услуг потребителям
Практически каждый гражданин обращался за платной медицинской помощью. На долю жалоб связанных с оказание медицинских услуг приходится 2% от всех обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по ХМАО – Югре в 2023 году. Необходимость участия в судебной защите прав потребителей медицинских услуг в 2023 году возникала лишь один раз – было дано заключение по делу. Другие формы судебной защиты не применялись в связи с отсутствием оснований. В этой связи подготовлен данный материал.
Оказание платных медицинских услуг регулируется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
Медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги обязаны предоставить потребителю информацию: наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя; адрес места нахождения; документ, подтверждающий факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности; перечень работ (услуг), в соответствии с лицензией; перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.
Цены на платные услуги рассчитываются на основании размера затрат на оказание медицинских и других услуг по основным видам деятельности, а также размера затрат на содержание имущества. Прейскурант, предоставляемый медицинской организацией, утверждается приказом руководителя (генерального директора, его заместителя).
За нарушение прав потребителей исполнитель услуг несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При обнаружении недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- Безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
- Соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
- Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьими лицами.
- Отказаться от исполнения договора об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) не устранены исполнителем. А также отказаться от исполнения договора об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора.
В случае нарушения прав потребителей необходимо направить исполнителю претензию, в которой указывается: лицо, которому адресуется претензия; лицо, подающее претензию; адресные данные; обстоятельства дела; предъявляемые требования.
Претензия составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется исполнителю, а второй остается у потребителя, причем на экземпляре потребителя исполнитель должен поставить отметку о принятии претензии к рассмотрению (дату и подпись принявшего претензию). Если исполнитель отказывается принимать претензию, то ее можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением. С момента получения претензии начинает исчисляться срок, установленный для удовлетворения требований потребителя. Согласно, Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» требования потребителя подлежат возмещению в десятидневный срок.
Так, при оказании платных медицинских услуг во избежание неприятностей, потребителям необходимо знать о своих правах и способах своей защиты.
Образцы различных претензий можно найти здесь.
Старший специалист 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Лангепасе и г. Покачи Е.В. Орлова 8(34669)20076.