Зачем школьнику режим дня

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности. Особенно это актуально для первоклассника, так как помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке и правильно сбалансировать учёбу и отдых. При построении режима школьника необходимо чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон.

Обязательные элементы режима дня включают:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня. Приём пищи для растущего организма должен быть пятикратным. Калорийность каждого приёма составляет от 20 до 35% общей калорийности дневного рациона. Обед должен приходиться в распорядке дня примерно на 13.00 и заканчиваться в 13.30. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) - до 1 ч., во 2-м классе - до 1,5 ч., в 3-4-м классах – до 2 часов, в 5-6-м классах - до 2,5 часов, в 7-м классе - до 3 часов, в 8-11-м классах – до 3,5 часов. Должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв.

Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Свободное время учащийся использует по своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьника младшего возраста - 1-1,5 часа, среднего и старшего - 1,5-2,5 часа в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на планшете, компьютере, просмотр телепередач.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

• в 7-10 лет - 11-10 ч.;

• в 11-14 лет - 10-9 ч.;

• в 15-17 лет - 9-8 ч.

Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья ребенка. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках. В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме.

Главный специалист-эксперт Галкина Олеся Владимировна

Просмотров: 1564