О контроле за воздействием физических факторов (в том числе шума) на здоровье населения

Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре отмечает, что в структуре жалоб граждан свыше 60% среди всех жалоб на физические факторы составляют жалобы на шум.      Основными из них являются жалобы жителей, проживающих на 1-х и 2-х этажах жилых домов, на акустический дискомфорт от систем вентиляции и холодильного оборудования предприятий сферы обслуживания, торговли, общественного питания (встроенных или пристроенных к жилым домам), на шум от звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратуры, шум и вибрацию при работе отопительного оборудования и лифтов в жилых домах, шум от автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта,  на шум от строительных площадок.

Причинами служит недостаточность шумозащитных мероприятий на стадии проектирования, монтаж оборудования с отступлением от проектных решений без оценки генерируемых уровней шума и вибрации, неудовлетворительная реализация шумозащитных мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию, размещение оборудования, не предусмотренного проектом, а также неудовлетворительный контроль за эксплуатацией оборудования.   За 9 месяцев 2020 года специалистами Управления проведено 338 замеров шума в жилых помещениях, в 5,3 % выявлено превышение допустимых нормативов.

Управление доводит до сведения граждан то обстоятельство, что не все вопросы, касающиеся защиты от шума, входят в компетенцию органов Роспотребнадзора. Согласно п. 1.19 МУК 4.3.2-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:

-естественными и случайными явлениями;

-поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);

-подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;

-аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;

-обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;

- проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);

-проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.    

В ходе проводимых Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре контрольно-надзорных мероприятий (в рамках проверок и административных расследований) практически невозможно подтвердить (установить) факт превышения нормативно установленного санитарными правилами уровня шума от таких источников, как громкие крики посетителей, пение с использованием системы караоке в предприятиях общественного питания, размещённых на первых этажах жилых зданий. Вместе с тем, большинство обращений граждан на превышение уровней шума связано именно с поведением посетителей предприятий общественного питания и торговли, нарушающих покой граждан.

Согласно ст.2 Закона ХМАО-Югры от 31 марта 2017 года №23-ОЗ «Об обеспечении тишины граждан в ХМАО-Югре»

- не допускается нарушение тишины и покоя граждан с 22.00 до 8.00 часов, в том числе посредством:

- использования на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах, в окнах или на подоконниках;

- криков, свиста, пения, игры на музыкальных инструментах;

- использования пиротехнических средств, за исключением использования их в ночь с 31 декабря на 1 января (в новогоднюю ночь);

- иных действий, влекущих нарушение тишины и покоя граждан.

Нарушение тишины и покоя граждан с 22 часов вечера до 8 часов утра (в выходные и праздничные дни с 22 часов вечера до 9 часов утра) расценивается как административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность.    Полномочия по рассмотрению подобного рода дел и применению административных взысканий возложены на должностных лиц подразделений полиции, осуществляющих обеспечение безопасности граждан и общественного порядка.

Следовательно, при нарушении тишины и покоя в указанный выше промежуток времени, граждане вправе обратиться в полицию.

К нарушителям покоя граждан органами местного самоуправления могут быть предприняты меры вплоть до продажи принадлежащего нарушителю жилого помещения.      Так в соответствии с положениями статьи 293 Гражданского кодекса РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Кроме того, граждане вправе осуществить защиту своих прав самостоятельно, путем обращения с иском в суд. Указанное право предоставлено гражданам статьёй 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 11 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Материал подготовлен отделом санитарного надзора УРПН по ХМАО-Югре, контактный телефон 8(3467) 360-003 доб1101

Просмотров: 2371