Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по защите прав потребителей

В 2018 году впорядке судебной защиты прав потребителей сотрудники Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре (далее – Управление) привлекались в суды с целью дачи заключений по делам о защите интересов потребителей и неопределенного круга лиц. Так, было дано 51 заключение в защиту прав потребителей по судебным делам, рассмотренным в 2018 году, из них удовлетворенно требований потребителей 43. В пользу потребителей присуждено 4,8 млн. рублей, из них в счет компенсации морального вреда – 449 тыс. рублей.

В защиту интересов отдельных категорий потребителей Управлением Роспотребнадзора по ХМАО – Югре подано 42 исковых заявления (в 2017 году количество исков составило 25), из них удовлетворено судами 39 (часть исковых заявлений ещё не рассмотрено). В пользу потребителей присуждено 6,6 млн. рублей, из них в счет компенсации морального вреда – 106 тыс. рублей.

Наиболее показательным примером защиты конкретного потребителя является следующий случай. Потребителем у индивидуального предпринимателя было приобретено пальто общей стоимостью 15 000 рублей. В ходе эксплуатации в товаре обнаружены недостатки. Потребитель письменно обратился к Продавцу с соответствующим заявлением о замене товара ненадлежащего качества.

Однако в досудебном порядке требования потребителя удовлетворены не были, в связи с чем, потребитель обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с ответчика стоимость товара, неустойку, компенсацию морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований.

По инициативе потребителя Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре было привлечено к участию в судебном заседании, как орган дающий заключение по делу в целях защиты прав потребителей.

Решением мирового судьи судебного участка Ханты-Мансийского судебного района с индивидуального предпринимателя в пользу потребителя взыскано 43 050 рублей, в том числе 15 000 рублей – стоимость пальто, 2 000 рублей - в счет компенсации морального вреда, 11 700 рублей – неустойка за просрочку исполнения требований потребителя, 14 350 рублей – штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Управление в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, который предоставляет потребителям услуги общественного питания ненадлежащего качества, а именно, не соблюдаются требования санитарного законодательства в части  заполнения журналов учета работы и журнала «Здоровья», которые должны заполняться в ежедневном режиме, не представляются результаты лабораторного производственного контроля за проведением контроля качества текущих дезинфекций воды, выпускаемой продукции, физическими факторами. Вышеуказанные нарушения могут привести к пищевым отравлениям и массовым инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Управление в исковом заявление просила обязать хозяйствующий субъект оказывать услуги надлежащего качества, а именно в мясном цехе, в моечной посуды подключить раковины к системе канализации, подвести через смесители холодную и горячую воду, ежедневно заполнять журнал учета работы бактерицидной лампы, журнал "Здоровья", проводить лабораторно производственный контроль качества текущих дезинфекций, воды, выпускаемой продукции, физических факторов, в соответствие с программой производственного контроля.

По решению суда исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме.

Работа в данном направлении в 2019 году продолжается и находится на особом контроле руководителя.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Мариненковым Александром Олеговичем, телефон для справок: 8(3467) 360003 добавочный 1603

Просмотров: 983