Судебная практика

«Назад

Дело №А75-4101/2016 ИП Кривоконев Юрий Николаевич

Дело №А75-4101/2016 ИП Кривоконев Юрий Николаевич

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кривоконева Юрия Николаевича (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявление административного органа мотивировано нарушением предпринимателем требований законодательства Российской Федерации, в частности «Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка  в отношении предпринимателя, который осуществляет свою деятельность в сфере реализации автомобильных товаров населению.

При этом, в соответствии с поручением Управления специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» протоколом отбора выборки непищевой продукции в присутствии предпринимателя, были отобраны пробы спиртосодержащей непищевой продукции, а именно Жидкость стеклоомывающая «SKYLUX-ЗО без метанола» (серия PRO), производитель общество с ограниченной ответственностью «Альмэкс».

Должностным  лицом управления при рассмотрении документов, поступивших из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» установлено, что по результатам гигиенической оценки непищевой продукции Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» - Жидкость стеклоомывающая «SKYLUX-ЗО без метанола» (серия PRO) не соответствует «Единым санитарно- эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299», а именно содержание метанола в образце при допустимом уровне - не более 0,05, составила - 0,5%.

По факту выявленных нарушений в отношении предпринимателя 27.01.2017 составлен протокол № 61 об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Стеклоомывающая жидкость включена в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), на которую установлены гигиенические показатели и нормативы безопасности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299. В силу пунктов 5.2, 5.8 приложения 5А к разделу 5 главы II Единых санитарно- эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза № 299, содержание метанола (массовая доля) в средствах бытовой химии по уходу за автомобилями должно быть не более 0,05%.

Таким образом, выполнение требования действующего законодательства по передаче потребителю товара безопасного для жизни и здоровья возможно только при условии надлежащей организации продавцом, в том числе осуществляющим хранение и реализацию готовой продукции (товара), контроля за его качеством и безопасностью.

Согласно СП 2.3.3.2892-11 «Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом» метанол по составу отвечает формуле CH3OH. Растворим в спиртах и ряде других органических растворителей. С водой смешивается во всех отношениях. Легко воспламеняется. Обладает цветом, запахом и вкусом, сходными с таковыми этилового (винного) спирта. Смертельная доза метанола при приеме внутрь равна 30 г, но тяжелое отравление, сопровождающееся слепотой, может быть вызвано 5-10 г. Действие паров его выражается в раздражении слизистых оболочек глаз и более высокой подверженности заболеваниям верхних дыхательных путей, головных болях, звоне в ушах, дрожании, невритах, расстройствах зрения. Метанол может проникать в организм через неповрежденную кожу (пункт 2.1).

Согласно пункту 3.22 Санитарных правил не допускается использование метанола при изготовлении стеклоомывающих жидкостей. В рассматриваемом случае, по результатам исследования было установлено, что жидкость стеклоомывающая «SKYLUX-ЗО без метанола» (серия PRO), дата изготовления 1 квартал 2016, срок годности 5 лет, номер партии 0073, емкостью 5 литров, упаковка ПЭТФ не соответствует «Единым санитарно- эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299», а именно содержание метанола в образце при допустимом уровне - не более 0,05, составила - 0,5.

Продавец обязан, в том числе реализовывать продукцию, соответствующую по своим свойствам и показателям санитарно- эпидемиологическим требованиям (встеклоомывающих жидкостях допускается содержание метанола не более 0,05%), реализовывать продукцию с документами, подтверждающими безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, потребителя, окружающей среды.

Учитывая вид реализуемой продукции, а также факт того, что метанол является сильным преимущественно нервным и сосудистым ядом с резко выраженным кумулятивным эффектом, то есть обладающим способностью накапливаться в организме; при любом способе введения метилового спирта типичны поражения зрительного нерва и сетчатки глаза; пары метилового спирта сильно раздражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей; действие паров приводит к раздражению дыхательных путей, головным болям, звону в ушах, дрожанию, невритам, расстройствам зрения, административный орган обоснованно указал, что допущенные нарушения создают угрозу жизни, здоровью граждан, что является достаточным основанием для квалификации правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решил привлечь индивидуального предпринимателя Кривоконева Юрия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа, а так же еонфисковать у индивидуального предпринимателя изъятую продукцию, указанную в протоколе наложения ареста на товары от, которая подлежит уничтожению в установленном порядке.