Новости территориального отдела

«Назад

Отказ в продаже ОСАГО, навязывание дополнительных услуг страхования и как вернуть деньги за ненужные услуги

Отказ в продаже ОСАГО, навязывание дополнительных услуг страхования и как вернуть деньги за ненужные услуги

Связи с поступлением многочисленных обращений граждан на неправомерное навязывание дополнительных услуг страхования ТО в Белоярском районе и Березовском районе разъясняет гражданам следующее:

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.

В случае если вы считаете, что страховщик навязывает дополнительную услугу, в которой вы не нуждаетесь, вам следует направить жалобу на действия страховщика в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор, как органу, осуществляющему федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Центробанк России увеличил гражданам срок возврата потраченных на добровольное страхование денежных средств.

1 января 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 21.08.2017 N 4500-У "О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования", позволяющее гражданам отказываться от договора страхования и возвращать страховую премию в течение 14 календарных дней, вместо 5 рабочих, как это было ранее.

Документ распространяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), имущественное страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также на страхование финансовых рисков.

По новым правилам страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

Потребитель получит все потраченные средства, если он обратиться к страховщику с соответствующим заявлением в течение четырнадцати календарных дней с момента подписания договора. Единственное исключение: денежные средства не возвратят при наступлении страхового случая в период этих четырнадцати календарных дней. Например, если потребитель попал в аварию и повредил машину, защищенную добровольной страховкой.

Если договор уже действует, от него тоже можно отказаться. Но страховая компания имеет право удержать часть средств. Их объем пропорционален количеству дней, прошедших с момента подписания договора.

Указание Банка России дает потребителям более эффективный инструмент защиты своих прав при возврате денежных средств за договор добровольного страхования. Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.

В случае отказа в продаже ОСАГО:

Страховщик не в праве отказывать в продаже ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора и представившему полный комплект документов.

В установленную сферу деятельности Роспотребнадзора не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО, а территориальным органам Роспотребнадзора не представляется возможным принятие мер административного реагирования за несоблюдение Закона об ОСАГО к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этой своей обязанности.

С учётом данного обстоятельства гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключённому договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т. п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т. д.).

В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение следует направлять в Центральный банк Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональные подразделение Банка России.

 

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом ТО в Белоярском районе и Березовском районе Долгова С.В. тел: 8 (34670) 26433