«Назад

Как поправки в законодательство по защите прав бизнеса облегчают долю потребителя

Как поправки в законодательство по защите прав бизнеса облегчают долю потребителя

С 1 января 2017 года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) введена процедура предварительной проверки поступивших обращений. Этот вид проверки предусмотрен ч. 3.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Законодатель установил, что предварительная проверка проводится в случае, если в обращении отсутствует достоверная информация о лице, допустившем нарушения обязательных требований и достаточных данных о нарушении, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки. В рамках предварительной проверки, как у заявителя, так и у юридического лица, индивидуального предпринимателя Управлением Роспотребнадзора по ХМАО – Югре запрашиваются пояснения и документы для решения вопроса о наличии нарушения законодательства. Примечательно, что представление таких пояснений и иных документов не является обязательным, а непредставление или несвоевременное представление запрашиваемой информации не влечет за собой административную ответственность. Далее, по результатам предварительной проверки, в случае выявления нарушения обязательных требований и получения достаточных данных о фактах нарушения, готовится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки, проводится сама проверка и принимаются меры по привлечению к ответственности.

После вступления данной процедуры в законную силу, в течение 2017 года лишь в 6 случаях вопрос был решен в досудебном порядке. За 9 месяцев 2018 г. производство жалобам в форме предварительной проверки решило проблему 27 потребителя, которые они обозначили в обращении.

Таким образом, предварительные проверки благоприятно сказываются на обе стороны потребительских отношений. На этапе проверки доводов заявителя хозяйствующие субъекты признают свою вину и удовлетворяют требования потребителей в добровольном порядке. Случается и представляют документы, подтверждающие отсутствие нарушений прав потребителя, а заявитель отзывает свою жалобу.

Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре призывает всех участников потребительских отношений решать разногласия в претензионном порядке и на этапе предварительной проверки, что позволит одной стороне избежать проверок и штрафов, а другой - сохранить нервы и не испортить себе настроение.

Материал подготовлен Главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей  Мариненковым Александром Олеговичем, тел. 8 (3467) 360-003 доб. 1603