О бесплатной юридической помощи потребителям и юридических услугах на возмездной основе

Бесплатная юридическая помощь потребителям Югры предоставляется в Консультационном центре и его пунктах в городах и районах при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО – Югре. За истекшее полугодие к этим юристам обратилось по телефону 1369 югорчан, получили консультации в ходе личного приёма 258 потребителей, 94 человек проконсультировались с использованием электронных средств коммуникации. В ходе 169 консультаций были подготовлены проекты документов: 103 претензии в адрес исполнителей услуг и 62 исковых заявлений в суды. В ходе этой работы сотрудники Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре вступают в судебное заседание с заключением по делу о защите прав потребителей.

Тем не менее югорчанами востребованы и услуги платных юристов, качество работы которых стало предметом обсуждения на заседании в формате «круглого стола» при Правительстве Югры.

В Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре за истекший период т.г. поступило две жалобы на действия юристов, оказывавших юридические услуги. Правовой анализ представленных документов и сведений, оснований для применения мер административного реагирования не выявил, поскольку договора составлены на выполнение действий, а не получение результата.

Это подтверждается и обращениями, подготовленными от имени потребителей юристами юридических фирм, поступающими в Управление. Анализ 24 обращений, проекты которых подготовлены специализированными юридическими компаниями, показал однотипность многостраничного текста с перечислением полномочий административного органа. При этом, суть жалобы потребителя занимает несколько абзацев, а то и строк. Не учтены особенности применения законодательства о защите прав потребителей. В частности, спор, возникший при исполнении конкретных условий договора подлежит разрешению только в суде (ст.11 гражданского кодекса Российской Федерации). Вместо подготовки претензии в адрес исполнителя спорной услуги и искового заявления в суд, юридическая компания за немалую плату пишет проекты обращений в различные ведомства.

Визит потребителя за консультацией в юридическую компанию, заканчивается заключением договора на значительную денежную сумму за исполнение заведомо усложнённого алгоритма отстаивания нарушенных прав. При этом достаточно было бы простой консультации по порядку досудебного и судебного решения вопроса. Почти всегда заключение договора происходит с одновременным подписанием акта приема-передачи выполненных работ: консультирование, составление обращения в контролирующие органы, претензии, искового заявления. В таких актах, как правило, предусмотрена оговорка о том, что потребитель получил все услуги согласно договору и претензий к качеству оказанных ему юридических услуг не имеет. Поэтому судебная защита прав такого получателя юридических услуг, бесперспективна.

Между тем, юридическая фирма должны быть квалифицированным участником рынка юридических услуг и профессионалом в сфере правового сопровождения и консультирования. На практике, граждане, обращаясь за помощью, рискуют потерять деньги и получить конфликт интересов - надеясь на результат, заключают договор на конкретные юридические действия. Как видно из обращений граждан, периодически им приходится обращаться в другую юридическую компанию, чтобы разрешить спор с прежней.

Уважаемые потребители Югры! В Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора (далее - ГИС ЗПП) есть справочник потребителя. В нём содержатся образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и другая актуальная информация, призванная помочь отстоять свои законные права и интересы. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей. К вашим услугам юристы Роспотребнадзора, первичную консультацию которых Вы можете получить по телефону «Горячей линии» 8 (3467) 36-30-88, электронной почте k-center_2@xmao.su