О ходе реформы контрольно-надзорной деятельности

За 9 месяцев 2022 года сотрудниками Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре проведено 342 профилактических визита по предупреждению нарушений в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия, что в 6,5 раз больше чем в аналогичный период прошлого года. Напомним, основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Закон о контроле) вступили в силу первого июля 2021 года. Главной особенностью данного закона является смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений. Закон о контроле предусматривает:

  • риск-ориентированный подход, когда частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта;
  • приоритет профилактики в виде 7 видов профилактических мероприятий:
  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. меры стимулирования добросовестности;
  4. объявление предостережения;
  5. консультирование;
  6. самообследование;
  7. профилактический визит;
  • уход от «палочной системы» (контроль оценивается по предотвращениям);
  • проверка не единственное контрольно-надзорное мероприятие, теперь предусмотрены два градации способов осуществления контроля (надзора) – это т.н.
    • «контактные»: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка и
    • «бесконтактные»: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование;
    • информатизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде);
    • учет видов контроля (создается реестр видов контроля).

Сокращены сроки проверок. Общий срок проведения документарной и выездной проверок не превышает 10 рабочих дней, а ранее срок составлял максимум 20 рабочих дней). Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.

Выездная проверка - не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено - не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

Инспекционный визит - не более 1 рабочего дня на одном объекте.

Рейдовый осмотр - не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).

Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия

Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

Правительством Российской Федерации 10.03.2022 принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), которым установлены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году. С 01.10.2022 в Постановление № 336 внесены изменения, согласно которым плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в 2023 году будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Это необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.