Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за 2020 год

В 2020 году в Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило 5796 обращений, из них в сфере защиты прав потребителей - 3973, что составляет 68,6% от общего количества поступивших обращений. Всравнении с 2019 годом количество обращений в сфере защиты прав потребителей в 2020 увеличилось на 1598 обращений.

Так, из поступивших обращений граждан за прошедший год на нарушения в сфере торговли приходится 1079 или 27,2%; на сферу услуг – 2894 или 72,8%.

Основными вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, нарушения продавцами порядка рассмотрения требований потребителей, нарушение сроков проверки качества (экспертизы) товара, нарушение сроков доставки (передачи) товаров, непредставление на период ремонта (замены) товара аналогичного качества, отказ продавцами в возврате денежных средств, в замене товара ненадлежащего качества и т.д.

В сфере услуг основной объем письменных обращений граждан в 2020 году пришелся: на оказание транспортных услуг (подавляющая доля легла на оказание воздушных перевозок), на оказание финансовых услуг, где превалируют обращения на предоставление банковских услуг, туристские услуги, а также услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и связи.

Суть обращений о предоставляемых услугах (работах) также сводится к предоставлению недостоверной информации об услуге (работе), возврату денежных средств по договорам, навязыванию дополнительных услуг, изменению условий договора в одностороннем порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В 86 % случаях заявителям даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия; 14% обращений направлено на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В 114 случаях по фактам, изложенных в обращениях граждан выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

56 обращений послужили поводом для проведения предварительных проверок поступившей информации, по 122 обращениям граждан проведены внеплановые проверки, административные расследования, контрольные закупки, то есть в 3% случаев от количества рассмотренных обращений граждан. По итогам контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 249 административных производств.

Специалистами Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Потребители обращались в Управление для оказания им содействия в составлении претензии в адреса продавцов (изготовителей, исполнителей).

Напоминаем, что грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Так, за прошедший год Управлением принято участие и проведено 5 горячих линий в сфере защиты прав потребителей, дано 5185 консультаций по  разъяснению потребителям их прав в случае возврата денежных средств за товар (работу, услугу), приобретения товара ненадлежащего качества, о возможностях по замене товара и т. д. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, устранение причин обращений и другие действия, направленные на восстановление нарушенных прав.

За прошедший год в государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), расположенному по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru поступило 44 обращения от потребителей, на которые специалистами даны разъяснения.

Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре дополнительно напоминает, что в ГИС ЗПП в разделе «Справочник потребителя» http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/actual располагается рубрика: «Примерные формы документов» http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms, которая содержит образцы претензий и заявлений. Также содержится информация о порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/73870.

Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре напоминает:

- Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (круглосуточно и без выходных, по России звонок бесплатный)

- Информационно-справочная телефонная линия Роспотребнадзора в Югре +7 (3467) 360-003 (в понедельник — пятницу с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00, суббота, воскресенье — выходной)

- Почтовый адрес: 628012, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, ул.  Рознина, 72

- Адрес сайта: http://86.rospotrebnadzor.ru/

Материал подготовлен заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Дубовой Анастасией Валерьевной, тел. 8 3467 360003 (доб. 1602)

Просмотров: 367