Результаты правоприменительной практики в части принятых санкций за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства

Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре и его территориальных отделов, расположенных на территории ХМАО-Югры в 2021 году за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства было составлено 2110  протоколов об административных правонарушениях, что составило 78,6% от общего числа составленных протоколов по всем направлениям деятельности Управления (в отношении юридических лиц – 694 (321 – в 2020), индивидуальных предпринимателей – 155 (286 – в 2020), должностных лиц – 1008 (467 – в 2020), граждан – 253 (123 – в 2020). В 2020 году данный показатель составлял 67,3%. Значительный рост данного показателя в 2021 году свидетельствует о повышении качества и эффективности контрольно-надзорных мероприятий, административных и других мер, проводимых должностными лицами Управления, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основная доля составленных протоколов за нарушения требований в области санитарно-эпидемиологического законодательства, относится к правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена:

- ч.1 ст.6.7 КоАП РФ - 693 протокола или 32,8% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха детей и оздоровления детей, их воспитания и обучения);

- ч.1 ст.6.3 КоАП РФ -  567 протоколов или 26,9% (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий);

- ч.2 ст.6.3 КоАП РФ -  335 протоколов или 15,9% (действия (бездействие), установленные ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий);

- ст.6.4 КоАП РФ – 205 протоколов или 9,7% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта);

- ст.6.5 КоАП РФ – 97 протоколов или 4,6% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде);

- ст.6.6 КоАП РФ – 105 протоколов или 5,0% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения);

- ч.1 ст.6.35 КоАП РФ – 72 протокола или 3,4% (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях санитарно-эпидемиологического законодательств, уполномоченными должностными лицами Управления в 2021 году было вынесено 1792 постановлений о привлечении к административной ответственности, что свидетельствует об увеличении принимаемых решений более чем в 2 раза (875 постановлений – в 2020). Общая сумма наложенных взысканий в виде административных штрафов составила более 22,1 млн.руб., что превышает данный показатель 2020 года более чем в 3 раза (7,2 млн.руб.). Основная доля административных штрафов приходится на юридических лиц – 18,6 млн. руб., на должностных лиц – 3,4 млн.руб. При этом, общая сумма административных штрафов, наложенных на индивидуальных предпринимателей в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом в 5,8 раз и составила 51,5 тыс.руб.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами Управления принимаются во внимание характер совершенного правонарушения, его обстоятельства, соблюдается принципом соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению, в целях предупреждения новых правонарушений, в том числе при рассмотрении учитываются имущественное и финансовое (материальное) положение привлекаемого лица, наличие обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случаях и при условиях, установленных законодательством, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства применяются положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Так, в 2021 году в отношении лиц, признанных виновными в совершении административного правонарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства, была применена мера административного наказания в виде предупреждения в 211 случаях (132 предупреждения в 2020 году) случаях, в том числе в отношении юридических лиц – 114, должностных лиц – 44, индивидуальных предпринимателей – 31.

В 2021 году была активизирована работа, направленная на принятие лицами, виновными в совершении административных правонарушениях мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в 210 случаях в соответствии с требованиями ст.29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, уполномоченными должностными лицами Управления были внесены соответствующие представления. В 2020 году было внесено 78 представлений.

Принимая во внимание требования законодательства, предусматривающие в отдельных случаях обязательность рассмотрения дел об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического законодательства только судебными органами, дела об административных правонарушениях данной категории направлялись в судебные органы. По результатам рассмотренных судами дел об административных правонарушениях по материалам, подготовленным должностными лицами Управления, было вынесено всего 216 постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма административных штрафов по 175 постановлениям, вынесенным судебными органами составила более 5,2 млн.руб. (в 2020 году 5,9 млн.руб.). Основная доля административных штрафов приходится на юридических лиц – 3,2  млн. руб., на граждан – 0,8 млн.руб., на должностных лиц – более 0,7 млн.руб. В 7 случаях судебные органы применили к виновным лицам меру административного взыскания в виде предупреждения. В 34 случаях (108 – в 2020 году) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, подготовленных должностными лицами Управления, судебными органами, по основаниям предусмотренным ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были вынесены судебные решения о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности (АПД) юридических лиц (13 решений) и индивидуальных предпринимателей (21 решений). Такие судебные решения выносятся при установлении фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности хозяйствующих субъектов угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. При этом, в 15 случаях (или 44,1% от общего числа применения АПД) решения об административном приостановлении деятельности судебными органами были приняты по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.6.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2021 году по результатам рассмотрения обжалованных 18 постановлений вынесенных должностными лицами Управления, было отменено 8 постановлений, что составило 0,4% от общего числа вынесенных постановлений.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики проводят консультации для предпринимателей, в т.ч. по актуальным вопросам риск-ориентированного надзора, профилактики правонарушений и др. по телефонам: 8(3467)360003, доб.1501 (вопросы юридического обеспечения); доб.1101 (вопросы санитарного надзора); доб.1601 (вопросы защиты прав потребителей); доб.1301 (вопросы планирования надзорной деятельности в рамках риск-ориентированного надзора).

 

Просмотров: 253