О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

Сервисы по заказу услуг такси – агрегаторы (от лат. aggregatio — «накопление»), которые представляют собой особую группу посредников. Они сводят исполнителей, непосредственно оказывающих услуги такси, с потенциальными клиентами – потребителями на основе своей интернет-платформы.

Для того чтобы лучше понимать роль и пределы ответственности агрегаторов в гражданском обороте, нужно знать, по каким правилам они работают.

Агрегатор, это тот, кто собирает и группирует объекты, представляющие интерес для потребителей, и формирует из этих объектов самостоятельные категории. Услуги, которые оказывают агрегаторы, — это доступ к программам и сервисам на сайте, где представлено множество предложений в различных категориях и ценовых сегментах. Для пользователей же ценна сама возможность доступа к качественному и удобному сервису. Агрегаторы не осуществляют поиск клиентов, а используют IT-решения, позволяющие клиентам самим находить нужные товары и услуги.

На рынке автомобильных перевозок работает ряд агрегаторов, которые оказывают информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом.

Например, «Яндекс Go» консультирует водителей, подключаемых к своей системе по вопросам исполнения заказов. Но не выполняет и не должен выполнять для них всю организационно-административную работу, которая находится исключительно в их зоне ответственности. Водитель самостоятельно регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и получает лицензию на осуществление автомобильных перевозок.

Исполнители, сотрудничающие с агрегаторами, обязаны самостоятельно выполнять свои обязанности, а последние ответственности за их действия не несут, поскольку они лишь создают условия работы, но не берут на себя решение всех практических вопросов.

Однако и сами агрегаторы могут не избежать ответственности. Некоторые агрегаторы подключают водителей к своим системам, дают им доступ к имеющимся заказам, распределяют заявки между ними, но не владеют информацией о наличии у них права на управление автомобилем, возможности по состоянию здоровья им управлять, о наличии лицензии на осуществление перевозок, а также о техническом состоянии используемого автомобиля.

Ежедневно оценка такого состояния и медицинский контроль за водителями не осуществляются, учет рабочего времени и времени отдыха водителей не ведется. Исполняя полученный по различным каналам связи заказ путем передачи его водителю посредством используемого программного обеспечения, агрегатор не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что лишает потребителей транспортной услуги права на получение достоверной информации о ней, об исполнителе, который ее предоставляет.

Таким образом, наряду с водителями, которые могут осуществлять незаконные перевозки, агрегатор создает для этого дополнительные условия, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, поскольку в нарушение ст. 7 Закона РФ 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ущемляется их право на то, чтобы транспортная услуга была безопасна для их жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняла вред их имуществу.

Напомним, что заказ легкового такси с использованием средств связи — это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

Также Управление напоминает, что в Российской Федерации утверждены и действуют новые правила перевозок пассажиров и багажа (постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586). Данные правила вступили в силу с 1 января.

Обращаем ваше внимание на некоторые положения названных правил.

Так, перевозчик должен вести журнал регистрации заказов. Он может вестись как в бумажной, так и в электронной форме. В журнале должны быть указаны номер, дата и время принятия и выполнения заказа, места подачи легкового такси и окончания перевозки.

Подлежит указанию номер разрешения перевозчика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, государственный регистрационный номер, марка такси, Ф.И.О. водителя, планируемое и фактическое время подачи легкового такси и окончания перевозки. Необходимо также указывать способ направления заказа и номер телефона пассажира, если заказ поступил по телефону, а также дополнительные требования заказчика к классу такси, обеспечению детским удерживающим устройством (при этом пассажир должен предупредить о перевозке детей до 12 лет), возможности перевозки инвалида и кресла-коляски. Эти сведения перевозчик обязан хранить не менее 6 месяцев.

Перевозчик должен сообщить заказчику номер заказа, наименование перевозчика, размер платы за перевозку, причины ее возможного изменения, исполнение дополнительных требований к перевозке и планируемое время прибытия такси. По прибытии такси заказчику должно быть сообщено местонахождение и данные о машине, а также Ф. И. О. водителя и фактическое время прибытия.

Кроме того, перевозчик обязан выдать пассажиру кассовый чек (электронный чек) или чек, сформированный в связи с оказанием услуги самозанятым лицом (ст. 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ).

В Правилах также закреплено, маршрут перевозки определяется пассажиром. При этом если маршрут пассажиром не определен, водитель такси обязан отвезти клиента по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.

Плата за пользование такси может быть фиксированной либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.

Пассажиры вправе провозить в такси в качестве ручной клади вещи, которые:

  • свободно проходят через дверные проемы машины;
  • не загрязняют и не портят сидений;
  • не мешают водителю управлять такси и не закрывают обзор через зеркало заднего вида.

Перевозка багажа должна производиться с закрытой крышкой багажного отделения.

Провоз собак в такси допускается в намордниках при наличии поводков и подстилок. Мелкие животные и птицы должны провозиться в клетках с глухим дном, если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Запрещено провозить в такси:

  • зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и др.) вещества;
  • холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки,
  • вещи (предметы), загрязняющие машину или одежду пассажиров.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета на крыше автомобиля, также на его кузов наносится цветографическая схема в виде композиции из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

На передней панели в салоне такси справа от водителя должны быть размещены сведения о наименовании, адресе и номерах телефонов перевозчика, номере разрешения на осуществление деятельности, срок его действия, наименование органа, выдавшего указанное разрешение, а также тарифы за пользование легковым такси.

Обращаем ваше внимание потребителей транспортных услуг, что поскольку договор перевозки является договором на оказание услуг, к нему также применимы общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Подготовлено по материалам по материалам интернет-ресурсов начальником отдела защиты прав потребителей. Тел. 3467 360003 доб. 1600

 

Просмотров: 410