Фазы работоспособности. Что нужно знать о физиологии труда, что бы выбрать лучшее время для учебы

Способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь цели при качественном выполнении умственной или физической работы называется работоспособностью.

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Для этого необходимо время для вхождения в работу или врабатывание – первая фаза работоспособности. В это время происходит поиск организмом наиболее экономичного для умственной деятельности уровня – качество работы, скорость, количество ошибок то улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда наблюдаются положительные изменения высшей нервной деятельности, что сопровождается благоприятным функциональным состоянием физиологических систем.

Спустя некоторое время начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем – в резком снижении работоспособности. Развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Кроме того, нервная система человека имеет особенности функционирования – высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Так, например, работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 и 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности вышеуказанных физиологических функций должен строиться режим дня.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня – важный фактор профилактики утомления. Сложную информацию лучше осваивать в утренние часы, а рациональное чередование видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность.

Так, в период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному – дорабочему – уровню, но могут поднять ее выше этого уровня.

 

С вопросами по данному материалу обращаться в ТО в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе - Коновалова Анна Евгеньевна 8 (3463) 22-09-38

Просмотров: 585