«Назад

Паспорт, ПИН - код или личная подпись? Какие требования продавца при оплате товаров с использованием банковской карты законны?

Паспорт, ПИН - код или личная подпись? Какие требования продавца при оплате товаров с использованием банковской карты законны?

В Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре стали поступать обращения граждан о том, что. в гипермаркете «Лента» города Ханты-Мансийска, при оплате банковской картой в кассе потребителю предложили предоставить паспорт и отказали в приеме безналичного платежа по причине того, что не предъявлен документ удостоверяющий личность гражданина.

В связи с чем, информируем, что перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Передаваемая клиенту во временное пользование банковская карта принадлежит банку, и расчёты пластиковыми картами при удалённом её обслуживании, а также идентификация клиента, держателя этой карты, производятся на основании договоров между:

  • банком и держателем карты;
  • держателем карты и магазином;
  •  магазином и банком.

Следовательно, устанавливая в магазине свой терминал по безналичной оплате товаров с помощью банковской карты, Банк передаёт магазину часть своих полномочий по идентификации держателя банковской карты в момент расчёта платёжной картой.

Идентификация клиента производится в случае, если у работника торговой организации, осуществляющей операцию с денежными средствами, возникают какие-либо сомнения в отношении покупателя (потребителя). Например, банковская карта, по которой производится расчёт, может оказаться украденной или вовсе фальшивой.

На именной банковской пластиковой карте указывается имя пользователя (на лицевой стороне) и образец подписи (на оборотной стороне). А вот проверить принадлежность образца подписи держателя карты без паспорта, где такой образец имеется – невозможно, и поэтому:

- если на банковской карте имеется фотография держателя карты, то проверка принадлежности карты покупателю осуществляется простой сверкой фотографии с оригиналом;

- если карта без фотографии, а покупатель (потребитель) вызывает подозрение – идентификация держателя карты может осуществляться по документу, удостоверяющему личность, на основании соглашения торгового предприятия с банком в целях безопасности проведения платежей со счетов карт.

В опубликованном в "Вестник Банка России" (N 58, 07.10.2009) Письме (N 120-Т "О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт" от 02.10.2009), разъяснено, что при использовании банковской карты для оплаты товаров и услуг кассир может потребовать от владельца банковской карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН.

Требование банка по предъявлению паспорта в месте совершения покупки, как правило, изложено в тех пунктах договора потребителя с банком (на выпуск и использование банковской карты), в которых подробным образом оговариваются все особенности процесса оплаты товаров в торговых точках. Подписав договор с банком, потребитель дает согласие с процедурой проверки.

Таким образом действия Продавца, потребовавшего предъявить документ удостоверяющий личность держателя карты для сверки имени держателя карты и её предъявителя, а также подписей в паспорте и на Карте, не противоречат действующему законодательству и права потребителя не нарушают.

С вопросами по данному материалу обращаться по телефону 8 (3467) 32-96-49, 33-37-19