«Назад

О результатах работы горячей линии по услугам такси и их правовом регулировании

О результатах работы горячей линии по услугам такси и их правовом регулировании

В Управлении Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» прошла горячая линия по вопросам пользования услугами такси. Всего в ходе тематического консультирования поступило 7 обращений граждан, из них 6 - по телефонам, и 1 – письменное. Одно обращение касалось одностороннего отказа исполнителя от оказания услуг такси. Остальные поступившие обращения касались нарушения сроков оказания услуги.

Всем потребителям даны консультации и разъяснения.

Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращаля внимание на выводы Европейского суда (EU Court of Justice), который 20 декабря 2017 года постановил, что компания Uber Technologies Inc., оказывающая услуги по перевозке пассажиров – это транспортная компания, которая должна придерживаться общих правил для транспортных фирм. Перевозчик больше двух лет настаивал на том, что он – посреднический сервис, предоставляемый через электронную платформу и мобильное приложение, поэтому не может регулироваться по общим правилам, применимым к транспортным услугам. Решение Европейского суда не подлежит обжалованию и распространяется на все страны-члены Евросоюза. В Российской Федерации ранее Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность представления Управления Роспотребнадзора по городу Москве о прекращении со стороны Uber практики введения потребителей в заблуждение относительно сведений о непосредственном перевозчике, оказывающем транспортную услугу.

Иначе говоря, реализуемые посредством мобильного приложения, либо через сайт www.uber.com «Uber», автоЛига принимая заявки потребителей на услуги по перевозке, формируя базу заявок, доступ к которой имеют водители (Партнеры), фактически оказывающие услуги потребителям, введены в правовое поле законодательства по защите прав потребителей. При этом они не должны вводить потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуги и предоставлять информацию о конкретном исполнителе услуги. Кроме того, такая информация должны быть и в квитанциях, которые приходят на электронную почту потребителя после окончания поездки. Таким образом, «Uber», АвтоЛига — это не альтернатива такси, а вариант предоставления транспортных услуг.

Предоставление услуг такси урегулированы «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утв. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила).

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлено требование по информированию пассажиров в пунктах посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц в виде указателей, на которых размещается следующая информация:

а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;

б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;

в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;

г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);

д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Если предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещаются:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Ещё в легковом такси должны быть правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.

О надзоре за качеством услуг. «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 в развитие Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Специально уполномоченным органом государственного надзора в области использования автомобильного транспорта является Ространснадзор. При реализации своих полномочий данный орган исполнительной власти осуществляет специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции. Руководитель Ространснадзора является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники Ространснадзора - государственными транспортными инспекторами. Ространснадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционирует Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В состав Управления входят:

·       территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, месторасположение - 628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Шевченко, д. 36а;

·       территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, месторасположение - 629000, Тюменская область, г. Салехард, ул. Ламбиных, д. 12.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 мая 2012 г. N АК-271фс "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта".

Кроме того, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2012г.№547-П полномочия по осуществлению регионального государственного контроля перевозок пассажиров и багажа легковым такси возложены на Службу государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского округа – Югры. Теперь, согласно п.5.4.13 Положения «О Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» служба осуществляет региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Федеральным законом от 23.04.2012 N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнен ст. 23.36.1, согласно ч. 1 которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.14.1 КоАП РФ.

Так, согласно статье 11.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1000 рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

На основании ч. 2 ст. 23.36.1 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 данной статьи, вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, их заместители;

2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, их заместители.

Таким образом, в случае нарушения хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги легкового такси, соответствующих Правил, граждане могут обращаться с письменным заявлением в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по адресу:628002 г. Ханты-Мансийск, ул.Посадская, д.3, т/ф. 8(3467)33-66-27, e-mail: nadzor@wsmail.ru, либо ее территориальные органы.