«Назад

Качество коммунальных услуг категория постоянная

Качество коммунальных услуг категория постоянная

Очень часто собственники жилых помещений многоквартирного дома сталкиваются с проблемой, когда управляющая компания (далее – «исполнитель») ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в рамках заключенного договора.

Многочисленные проблемы и неполадки, вскрывающиеся повсеместно при ревизиях сотрудниками органов государственного надзора деятельности управляющих компаний, свидетельствуют иногда о халатном попустительстве в отношении технических норм и правил предоставления услуг.

Обычно жильцы закрывают глаза на ухудшение качества предоставляемых услуг и состояния общедомового имущества до тех пор, пока проблема не коснется их лично.

Однако, столкнувшись с неудобствами, собственники не всегда знают, как грамотно отреагировать на нарушения, чтобы меры по их устранению были приняты незамедлительно и с должным качеством.

Основными документами, регламентирующими жилищно-коммунальную сферу являются:

- Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление №354).

Вышеуказанные нормативные акты определяют обязательные требования к управляющим компаниям при оказании жилищно-коммунальных услуг.

Так, согласно пункту 31 Постановления №354 «исполнитель» обязан:

- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Требования к качеству предоставляемых услуг (т.е водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, температуре воздуха в жилом помещении, обращению с твердыми коммунальными отходами) изложены в Приложении №1 к Постановлению №354.

Не соблюдение «исполнителем» установленных требований, влечет для последнего гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В соответствии с  указанным постановлением  «исполнитель» обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.

Порядок проведения проверки качества, оказываемых управляющей компанией услуг, а также порядок проведения независимой экспертизы при возникновении спора между «потребителем» и «исполнителем», определен п.п.108, 109, 110 Постановления №354.

Кроме того, «исполнитель» обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

В случае если претензия «потребителя» будет отклонена, в будущем она будет являться доказательством свидетельствующем о попытке урегулировать проблему в досудебном порядке.

Так же пунктом 150 Постановления №354 определено, что «исполнитель», допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157настоящих Правил.

В соответствии с п. 161 Постановления №354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в случае нарушения управляющей компанией требований к качеству предоставляемых услуг и не принятия должных мер, потребитель вправе обратиться в территориальное подразделение Службы жилищного контроля и строительного надзораХанты-Мансийского автономного округа -  Югры и территориальное подразделение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для принятия административным органом мер в рамках предоставленных законом полномочий.

Кроме того, получить консультацию по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также помощь в оформлении претензии либо искового заявления потребители могут в отделениях информирования и консультирования в сфере защиты прав потребителей в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре».

 

Подготовил зам. начальника отдела защиты прав потребителей П.В. Капустин (3466)41-47-56