«Назад

Статья: «Судебная практика о понуждении к соблюдению законодательства РФ»

Статья: «Судебная практика о понуждении к соблюдению законодательства РФ»

Авторы:

Гафиева Ирина Сергеевна –главный специалист – эксперт отдела юридического обспечения Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре

Мулахметова Антонина Владимировна главный специалист – эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре в городе Нягани и Октябрьском районе

Судебная практика о понуждении к соблюдению законодательства РФ

За 95 лет существования Государственной санитарно-эпидемиологической службы, служба накопила бесценный опыт как в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, так и в сфере защиты прав потребителей. Реорганизация Государственной санитарно-эпидемиологической службы, произошедшая в 2005 году соединила в едино санитарно-эпидемиологическую службу и Службу Госторгинспекции, тем самым наделяя службу обширными полномочиями не только в сфере конрольно-надзорных мероприятий, но и в сфере защиты прав потребителей с правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределённого круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Кроме этого, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Таким образом, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба стоит на страже законных интересов не только граждан-потребителей, но и лиц, привлеченных к работе хозяйствующими субъектами.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентировано, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В случае неисполнения предписаний, как о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, так и о прекращении нарушения прав потребителей юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с частью 1, частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Количество привлеченных лиц к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ сведено в диаграмме №1.

Рассмотрев диаграмму становиться очевидным, что наибольшее количество лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ приходится на 2015 год. Вместе с этим, имеет место быть такой факт, как повторность неисполнения предписаний одними и теми же юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями. Обязать исполнить предписание Роспотребнадзора не иначе как подачей иска, другими методами не достигается.

В этой связи разумнее подать в суды исковые заявления в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия хозяйствующих субъектов по невыполнению предписаний и о понуждении исполнения пунктов предписания.

За последние 3 года в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Нягани и Октябрьском районе (далее по тексту территориальный отдел) сложилась успешная практика в этом направлении. Территориальный отдел принимает все зависящие от него меры по недопущению нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации.

Так, за период с 2015 года и по настоящее время территориальным отделом подготовлено и направлено в суды 6 исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по невыполнению предписания и о понуждении исполнения предписания. Все исковые заявления судами удовлетворены полностью.

Наибольшее количество поданных исковых заявлений о признании незаконными бездействия хозяйствующих субъектов по невыполнению предписаний и о понуждении исполнения пунктов предписания приходится на 2015 год – подано 3 исковых заявления, ответчиками по которым являлись хозяйствующие субъекты в сфере производства и переработки пищевых продуктов и сырья.

За период 2016 год территориальным отделом направлено в суды 2 исковых заявления, ответчиками по которым являлись индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания и нефтепереработки.

За истекший период 2017 года подано 1 исковое заявление, ответчиком являлось юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения.

Ответчиками в пяти из шести поданных исков являлись индивидуальные предприниматели и юридические лица, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, помимо административного воздействия можно использовать и иные рычаги понуждения организаций к соблюдению законодательства Российской Федерации, а именно направление исковых заявлений в защиту определенного или неопределенного круга лиц в суды. Подобный метод позволяет уменьшить количество внеплановых проверок (основанием которой является контроль исполнения ранее выданного предписания) в отношении одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя и согласуется с посланием президента Российской Федерации об уменьшении проведения внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, исключив тем самым «излишнее давление» на малый и средний бизнес.

Исполнение судебных решений контролируется Службой судебных приставов-исполнителей, и как показывает практика, предписания хозяйствующими субъектами исполняются в полном объеме.