Защита прав потребителей

«Назад

Проблемы качества коммунальных услуг стали предметом обсуждения на Консультативном совете по защите прав потребителей

Проблемы качества коммунальных услуг стали предметом обсуждения на Консультативном совете по защите прав потребителей

Заключительное в уходящем году заседание Консультативного совета  по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре состоялось 19 декабря 2012 года. Оно было посвящено проблемам предоставления коммунальных услуг гражданам.

В заседании приняли участие члены Консультативного совета, приглашенные лица и представители средств массовой информации.

Работу Консультативного совета традиционно открыла руководитель Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Майя Соловьева. Во вступительном слове она отметила важность и актуальность обсуждаемой проблемы и настроила всех участников заседания на конструктивную работу.

С анализом обращений граждан в 2012 году выступили начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Владимир Лопатин и начальник Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» Юлия Степасюк. Аналогичный обзор сделали начальник отдела правовой и кадровой работы Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ирина Соломина, начальник отдела организации работы по защите прав потребителей Управления регионального развития и местного самоуправления Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Любовь Кондрашова. Общей для всех органов исполнительной власти оказалась проблематика обращений на ненадлежащее качество питьевой воды, посторонние запахи и неблагоприятные параметры микроклимата в жилом помещении, провоцирующие образование плесени, повышенный уровень шума, ненадлежащее качество коммунальных услуг, а также включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Докладчиками так же было отмечено, что вступление в силу «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) также дало рост количества обращений граждан о порядке начисления коммунальных платежей и оплаты за предоставленный коммунальный ресурс.

Особое внимание участников заседания было уделено вопросам массовой рассылки шаблонных обращений граждан, перенаправленных со специализированных сайтов во все контрольно-надзорные органы, так или иначе причастных к надзору в сфере ЖКХ. Десятки жалоб в день, внесли некоторый диссонанс в работу уполномоченных в сфере ЖКХ органов. Проблема обусловлена тем, что «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» были утверждены Постановлением Правительства РФ N 354 ещё 06 мая 2011 г., а вступили в силу с 1 сентября 2012 г.. При этом государственный контроль качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок госконтроля установлен статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 161 Правил), т.е. службой строительного надзора и жилищного контроля. Теперь проверка деятельности управляющих компаний возложена на должностных лиц органов жилищного контроля. А потребители коммунальных услуг, по – прежнему все жалобы направляют в Роспотребнадзор, за которым сохраняются полномочия в части проверки условий договора на наличие в нём условий, ущемляющих права потребителя. Как следствие, теряется драгоценное время на переадресацию обращения, что препятствует выявлению нарушения. Как итог, надзорным органам удаётся подтвердить обоснованность лишь 40% жалоб. В этой связи было принято решение о подготовке соглашений о сотрудничестве между заинтересованными федеральными, субъектовыми и муниципальными органами исполнительной власти, которое помимо прочего устранит дублирование функций надзорными органами.

Консультативный совет принял решение продолжить работу по повышению правовой грамотности граждан, которые нуждаются в разъяснении действующих в этой сфере норм законодательства.

Учитывая необходимость обсуждения проблем ЖКХ с участием представителей субъектов хозяйственной деятельности, было принято решение о проведении в марте 2013 года Координационного совета, на который пригласить представителей управляющих компаний. Уже есть позитивный опыт проведения подобных мероприятий, проводимых в формате круглого стола.

Ни у кого не вызвало возражений предложение о направлении обращения участников Консультативного совета по защите прав потребителей в аппарат Губернатора о форсировании исполнения программы «Чистая вода» и доведению услуг водоснабжения до питьевого качества, поскольку львиная доля обращений связана с качеством услуг питьевого водоснабжения.

Обсуждение проекта плана работы Консультативного совета в 2013 году, прошло без накала страстей. Управлением было предложено провести в 2013 году 4 плановых заседания Консультативного совета - соответственно по одному заседанию в квартал. В дополнение к намеченным, актуальную проблематику плановых заседаний коллегиального органа подскажет время и потребители, поскольку анализ их обращений проводится тоже ежеквартально.

 

Материал подготовил начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре Владимир Лопатин 8 (3467) 32-96-49