Защита прав потребителей

«Назад

Итоги работы по обращениям потребителей за 1 квартал 2018 года

Итоги работы по обращениям потребителей за 1 квартал 2018 года

В 1 квартале 2018 года в Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило 817 обращений, из них в сфере защиты прав потребителей - 371, что составляет 45,4% от общего количества поступивших обращений.  

Из поступивших   обращений граждан на нарушения в сфере торговли приходится 199 или 53,6 %; на сферу услуг - 110 или 29,6%, прочие виды деятельности – 62 или 16,7%ю

Основными вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, нарушения продавцами порядка рассмотрения требований потребителей, нарушение сроков проверки качества (экспертизы) товара, нарушение сроков доставки (передачи) товаров, непредставление на период ремонта (замены) товара аналогичного качества, отказ продавцами в возврате денежных средств, в замене товара ненадлежащего качества и т.д.

В сфере услуг основной объем письменных обращений граждан   приходится: на оказание жилищно-коммунальных услуг, финансовых услуг, в том числе банковских, услуги связи, на некачественное бытовое обслуживание населения и другие. 

Суть обращений о предоставляемых услугах (работах) также сводится к предоставлению недостоверной информации об услуге (работе), нарушению сроков изготовления изделий и передачи результатов работ (услуг), навязыванию дополнительных услуг, изменению условий договора в одностороннем порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.  В 52,7 % случаях заявителям даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия; 9,1% обращений направлено на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, 29,7% находятся на рассмотрении.

При рассмотрении 39 обращений граждан проведены внеплановые проверки, административные расследования, то есть в 4,7% случаев от количества рассмотренных обращений граждан.

Специалистами Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Потребители обращались в Управление для оказания им содействия в составлении претензии в адреса продавцов (изготовителей, исполнителей). Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Потребителям разъяснялись их права в случае приобретения товара ненадлежащего качества, о возможностях по замене товара и т. д. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, устранение причин обращений и другие действия, направленные на восстановление нарушенных прав.   

В ходе работы горячей линии в течение 1 квартала 2018 года в Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре за разъяснениями и консультацией обратились 502 гражданина. В том числе с жалобами на продажу товаров ненадлежащего качества, оказание услуг ненадлежащего качества.

От Управления подано 6 исковых заявлений в суд с целью защиты прав конкретных потребителей, в том числе социально уязвимых категорий потребителей на сумму 277,6 тыс. рублей.   Исковые заявления приняты судами к рассмотрению.  

Также Управлением велась работа по гражданско-правовой защите прав потребителей в рамках полномочий, предоставленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 47 Гражданского процессуального Кодекса РФ.  Обеспечено участие в   судебных заседаниях по 5 делам для дачи   заключения в защиту прав потребителей.   

Во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.12.2015 №1375 «О вводе в эксплуатацию ГИР ЗПП» специалистами отдела защиты прав потребителей размещено 105 информационных материала в модулях подсистемы ГИС ЗПП, в том числе: информационно-аналитические материалы, судебная практика по защите прав потребителей, новости и другие материалы.