Защита прав потребителей

«Назад

Об услугах такси и каршеринге и «горячей линии» для потребителей

Об услугах такси и каршеринге и «горячей линии» для потребителей

Каршеринг - это новая услуга для российских городов. Она позволяет взять в краткосрочную аренду автомобиль и оплачивать его использование поминутно. Стоимость аренды, когда автомобиль в движении, составляет 5-8 руб., во время ожидания - около 3 руб. Тарифы могут меняться в зависимости от компании и класса автомобиля, времени аренды, выбранных опций и других параметров.

При регистрации в какой-либо каршеринговой компании внимательно прочитайте условия договора. В каждой компании - свои условия аренды и штрафы, которые относятся не только к правилам дорожного движения (например, не мусорить и не курить в салоне, не портить имущество, не срывать наклейки, не бросать машину с пустым баком и т.д.).

Обязательно важно понимать, что каждый человек, который садится за руль арендного автомобиля, несет за него полную ответственность. Соответственно, все штрафы, которые он получит за период использования машины, ему придется оплачивать. Дорожные камеры фиксируют номера нарушающего автомобиля и передают их дальше. Сервис же пересылает их человеку, который в этот момент был за рулем. Также не стоит проскакивать лежачих полицейских на скорости и быстро ездить по дорогам с ямами, ведь каршеринговые автомобили оборудованы датчиками, которые следят, как вы пользуетесь автомобилем.

Перед поездкой необходимо внимательно осматривать машину, чтобы не взять на себя нарушения другого человека. Так, надо обязательно обойти машину вокруг, чтобы увидеть царапины, дефекты, вмятины и прочие нюансы. Если таковые есть, надо их сфотографировать, не садясь и не открывая автомобиль, и отправить представителям оператора. Если потребитель не заметил царапину и компания решит, что она появилась по его вине - с потребителя могут взыскать стоимость ремонта и штраф. По этой причине не стоит брать в аренду грязные автомобили, поскольку осмотреть их затруднительно.

Лучше заранее узнать, куда можно отправиться на арендованном автомобиле, у многих компаний есть ограничения по дальности поездок, а также по местам, где можно завершить аренду. Есть места, где завершать аренду нельзя. Например, к таким местам относятся закрытые парковки.

После завершения аренды лучше сфотографировать салон и кузов автомобиля, чтобы в случае претензий иметь хоть какие-то доказательства, что ничего плохого с машиной не делали. В любой спорной ситуации обращаться к владельцам компании целесообразно с письменной претензией.

Автомашины, осуществляющие, услуги такси, должны отвечать требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», а именно:

1.Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета и цветографической схемой, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

2. В салоне автомобиля должны находиться и предъявляться по требованию пассажира следующие документы: правила пользования соответствующим транспортным средством.

3. При выполнении услуги, пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату.

На передней панели такси справа от водителя обязательно должна быть следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

По прибытию такси к заказчику, оператор должен сообщить клиенту местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси. Данную информацию целесообразно сохранять для отстаивания своего нарушенного права в случае получения услуги перевозки ненадлежащего качества.

Если услуга по перевозке пассажиров оказана ненадлежащим образом, необходимо, в первую очередь, обратиться в компанию с письменной претензией и на основании ст.29 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребовать возмещения понесенных расходов. В случае, когда компания игнорирует требования потребителя - можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Если при оказании услуги водитель такси нагрубил потребителю, причинил моральный, материальный и (или) физический вред, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением, к которому прилагаются доказательства вины водителя. Кроме того, потребитель имеет право обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и в соответствии со ст. 15 Закона требовать компенсации морального вреда. Пунктом 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре наделено правом вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В целях оказания помощи по вопросам защиты прав потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» создан Консультационный центр, а в городах и районах автономного округа – его пункты. За составлением претензии, искового заявления, консультациями потребители-югорчане могут обратиться к специалистам Консультационного центра (пункта) по месту жительства.

Напоминаем, что с 5 по 19 ноября 2018 года Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре проводит «горячую линию» по консультированию граждан в сфере защите прав потребителей услуг такси и каршеринга.