Всемирный день защиты прав потребителей

«Назад

О правовой основе защиты прав потребителей услуг интернет-торговли

О правовой основе защиты прав потребителей услуг интернет-торговли

В Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре регулярно поступают обращения потребителей, приобретавших товары, посредством различных сайтов в сети интернет. В этой связи разъясняем, что продажа товаров потребителям дистанционным способом, в том числе посредством информационно – телекоммуникационной сети Интернет, в Российской Федерации регламентируется положениями:

  • статей 497 492 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ),
  • статьи 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона «О защите прав потребителей»
  • Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612.

Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат. В данном случае следует руководствоваться ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», которая распространяет своё действие в том числе и на продажу товаров по образцам.

Сейчас под продажей товаров по образцам понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров. Существенным признаком данного вида продаж является возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром в месте его продажи (например, в демонстрационном зале). Таким образом, продажа товаров через Интернет не является продажей товаров по образцам.

От товара, купленного в Интернет-магазине, в том числе, в рамках различных акций, потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения).

Однако при этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен только если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи товара, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав должен будет руководствоваться соответствующими положениями статей 18-24 Закона «О защите прав потребителей».

Напомним, что Всемирный день прав потребителей 2017 года посвящён проблемам интернет-торговли, поскольку индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

 

Подготовлено с использованием материалов статьи Савельева А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.