Всемирный день защиты прав потребителей

«Назад

На итоговой коллегии рассмотрены основные итоги деятельности по защите прав потребителей

На итоговой коллегии рассмотрены основные итоги деятельности по защите прав потребителей

В Управлении Роспотребнадзора по ХМАО – Югре состоялась коллегия по итогам деятельности в 2016 году. Сотрудниками, осуществляющими полномочия Управления по защите прав потребителей в 2016 году окончено производство по 2182 обращениям граждан, касающихся нарушений прав потребителей, из них в сфере:

  • Розничной торговли 1115 обращений (51,09%);
  • Общественного питания 96 обращений (4,39%);
  • Обслуживания населения 69 обращений (3,16%);
  • Технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств 11 обращений (0,50%);
  • Услуг автостоянок 1 обращений (0,04%);
  • Гостиничных услуг 1 обращений (0,04%);
  • Туристских услуг 20 обращений (0,90%);
  • Транспортных услуг 45 обращений (2,06%);
  • Услуг связи 34 обращений (1,55%);
  • Деятельности на финансовом рынке 170 обращений (7,79%);
  • Деятельности платежных агентов 2 обращений (0,09%);
  • Долевого строительства жилья 12 обращений (0,54%);
  • Жилищно-коммунальных услуг 320 обращений (14,66%);
  • Образовательных услуг 23 обращений (1,05%);
  • Медицинских услуг 27 обращений (1,23%);
  • Услуги киновидеообслуживания 1 обращений (0,04%);
  • Прочих видов деятельности 235 обращений (10.76%);

В 2016 году большинство обращений по-прежнему связаны с нарушением прав потребителей в сфере торговли (51,09 процента в структуре всех поступивших обращений), ЖКУ (14,66 процента в структуре всех поступивших обращений), Прочих видов деятельности (10,76 процента в структуре всех поступивших обращений), финансовых (7,79 процента в структуре всех поступивших обращений). Основными причинами обращений граждан были продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ, услуг) в 2016 году Управлением проведено 929 внеплановых и 128 плановых проверок. Плановые проверки, по результатам которых были выявлены нарушения в количестве 83-х проверок, а при проведении внеплановых проверки, по результатам которых были выявлены нарушения составило 570 проверок.

В 2016 году по результатам проведённых проверок было выявлено нарушения международных договоров, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав в количестве 1420 нарушений. В связи с этим были составлено протоколов об административном правонарушении в количестве 1026. По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении было наложена 962 административных штрафов на сумму 16174,9 тыс. руб., также было наложено административное наказания в виде предупреждений, которые составили 168.В 2016 году снизилось количество проверок в сфере аудивизуальной продукции в 5 раз, законодательства об энергосбережении в 2 раза.

В 2016 году было подано 39 исков в защиту потребителей, что почти в 4 раза выше показателей 2015 года (11) из них в защиту неопределенного круга лиц – 8 (2), в защиту конкретного потребителя – 29 (9), в защиту группы потребителей – 2 (0). Судами первой инстанции исковые требования удовлетворены в защиту неопределенного круга удовлетворены в полном объеме, действия ответчиков признаны неправомерными. В 2015 году было подано 2 иска в защиту неопределенного круга. Таким образом, количество исков в защиту неопределенного круга увеличено в 4 раза.

В 2016 году было подано 29 исков в защиту граждан - все удовлетворены. В пользу потребителей присуждено 1882,5 тыс. руб., из них 1066,4 тыс. руб. морального вреда. По сравнению с 2015 году количество исков в защиту граждан увеличено в 3 раза (9 исковых против 29). Наибольшее количество исков в защиту прав потребителей подано отделом защиты прав потребителей (13) и ТО в г.Когалыме (8), не подавалось исков в защиту прав потребителей ТО в г. Урае и Кондинском район, ТО в г. Радужный, ТО в г. Белоярский и Березовском районе, ТО в г. Нижневартовск, ТО в г. Югорске и Советском районе.

В целях дачи заключений в судах в пользу потребителей было дано 39 заключений, из них удовлетворено 31. Судом присуждено в пользу потребителей 2281,1 тыс. руб., из них компенсация морального вреда составила 239,5 тыс. руб. В 2015 году было дано в суде 39 заключений. В 38 случаях требования потребителей были удовлетворены. В пользу потребителей присуждено 3724,0 тыс. рублей из них компенсация морального вреда составила 263,9 тыс. руб.

В 2016 году участие в судах в целях дачи заключений по делу не принималось ТО в г. Урае и Кондинском район, ТО в г. Радужный, наибольшее количество заключений дано отделом защиты прав потребителей (11) и ТО в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Ях (10).

Всего должностными лицами Управления в 2016 году было составлено 4175 протоколовоб административных правонарушениях, что на 12%  меньше, чем по итогам 2015 года (4742 протокола).

ГИС ЗПП создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.

Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

За 2016 год Управлением в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей размещены 33 материала в модуле «Судебная практика», в которых пользователи могут найти информацию, необходимую для защиты своих законных прав, кроме того

- в модуле «Нормативно-правовые акты» - 3;

- в модуле «Информационно-аналитические материалы» - 4;

- в модуле «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей» - 1;

- в модуле «Новости» - 66.

Проанализировав результаты деятельности коллегия поручила:

  • Разработать комплекс мер по повышению качества проводимых контрольно-надзорных мероприятий в части выявления нарушений обязательных требований законодательства РФ при проведении проверок.
  • при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений в сфере оборота и распространения аудиовизуальной продукции, а также в сфере энергосбережения и энергоэффективности, обеспечить взаимодействие с представителями общественности.
  • В целях повышения эффективности судебной защиты неопределенного круга лиц, конкретных лиц, начальникам ТО в г.Урае и Кондинском районе, ТО в г. Югорске и Советском районе, ТО в г. Белоярский и Березовском районе,  ТО в г. Радужном разработать соответствующий план мероприятий на 2017 год, направленный на совершенствование данных форм заиты прав потребителей
  • Организовать эстафетное сопровождение потребители, которым в отделах администраций муниципальных образований по защите прав потребителей было оказано содействие в составлении претензий, исковых заявлений для участия в судебном заседании в рамках полномочий предоставленный ст. 46 и 47 гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.